• 5639 просмотров
\"Цифра\" убила легендарную пленку Kodak
22 июня на 75 году жизни скончалась легенда - компания Kodak решила прекратить производство своей знаменитой пленки Kodachrome. В последние годы массовый потребитель потерял к ней интерес, предпочтя более быструю, удобную и дешевую \"цифру\". Кризис также наложил свой отпечаток на решение компании - объем продаж Kodachrome не дотягивал даже до одного процента, поэтому ее производство было убыточным. Икона стала уделом горстки энтузиастов фотографии, которые оставались преданы своей любимой пленке несмотря ни на что. Полвека назад все было совсем иначе.
22 июня на 75 году жизни скончалась легенда - компания Kodak решила прекратить производство своей знаменитой пленки Kodachrome. В последние годы массовый потребитель потерял к ней интерес, предпочтя более быструю, удобную и дешевую \"цифру\". Кризис также наложил свой отпечаток на решение компании - объем продаж Kodachrome не дотягивал даже до одного процента, поэтому ее производство было убыточным. Икона стала уделом горстки энтузиастов фотографии, которые оставались преданы своей любимой пленке несмотря ни на что. Полвека назад все было совсем иначе.
История создания Kodachrome не менее интересна, чем фотографии, снятые на нее. Однажды двое американских юношей Леопольд Маннес и Леопольд Годовски-младший увидели афишу фильма \"Наш флот\" (Our Navy), который был заявлен как цветной. В 1917 году характеристика \"цветной\" применительно к фильмам была весьма условной - в арсенале режиссеров была обычная черно-белая пленка, несколько светофильтров и краски с кисточкой. Молодым людям фильм не понравился - настолько ненатурально выглядели цвета на экране - и тогда они решили придумать свой метод создания цветных изображений.
Стоит отметить, что никто из них профессионально съемками не занимался - оба были музыкантами (Маннес - пианистом, а Годовски - скрипачом). Однако тяга к искусству в широком смысле этого слова оказалась настолько сильной, что им удалось создать новый способ получения цветных снимков. Для этого они сконструировали специальную камеру и проектор с тремя фильтрами: красным, синим и желтым. Один и тот же кадр снимался поочередно с каждым из этих фильтров, а затем так же проецировался. Получался цветной снимок - настоящий цветной снимок.
Справедливости ради надо упомянуть, что схожий способ использовал знаменитый русский фотограф Сергей Прокудин-Горский, снимавший до революции. Но вряд ли трое пионеров цветного метода съемки знали о существовании друг друга - их патенты были зарегистрированы в разных странах - США и Германии.
Первое время изобретение Маннеса и Годовски не пользовалось популярностью - главная проблема была в том, что о нем практически никто не знал. Однако в 1924 году им удалось найти деньги для постройки лаборатории, которой через шесть лет заинтересовалась компания Eastman Kodak. К работе энтузиастов подключились профессионалы из Kodak - так совместными усилиями к 1933 году удалось разработать новый трехцветный эмульсионный процесс обработки кинопленки.
В то время на рынке кинопродукции доминировал аддитивный метод Autochrome (Автохром), придуманный братьями Люмьер. Проявка пленки по этому процессу была довольно трудоемким занятием, к тому же качество конечного продукта оставляло желать лучшего. Kodachrome был построен по другому принципу - субтрактивному. В трех эмульсионных слоях этой пленки не было цветных компонентов - по сути, это были три обычных черно-белых слоя, каждый из которых был чувствителен к красному, зеленому или синему свету.
Обработка каждого слоя происходила отдельно, после чего на пленке проявлялось цветное изображение.
В начале 1935 года 16-миллиметровая пленка Kodachrome выходит на рынок. Через год к ней присоединяется 8-миллиметровая и наконец самая популярная - 35-миллиметровая. Для кинооператоров и фотографов это был настоящий подарок. Пленку сразу же полюбили за живые цвета, широкий диапазон и небольшое зерно. Кроме того, производитель утверждал, что Kodachrome необычайно долговечна - срок хранения кадра был заявлен столетний.
Правда, была небольшая загвоздка. Проявлять пленку дома было нельзя - требовалась специальная лаборатория. Поэтому первое время в стоимость пленки была включена стоимость проявки, а вместе с катушкой покупатель получал конверт, в котором должен был отправить отснятую пленку обратно в Kodak для проявки. Американские регуляторы были не в восторге от такой практики и в середине 1950-х обязали компанию дать разрешение независимым лабораториям использовать проявочное ноу-хау Kodak.
С этого момента популярность Kodachrome взлетела до небес. Никогда еще у фотолюбителей не было такой \"вкусной\" слайдовой пленки, способной передать цвета максимально похожими на те, что воспринимает человеческий глаз. На Kodachrome стали снимать шедевры и семейные фотографии. В честь нее был назван Национальный парк Бэйсин Кодакхром в американском штате Юта. Ей даже посвящали песни. Самой знаменитой из них стала композиция Пола Саймона, названная незамысловато - Kodachrome. \"Она дает нам такие яркие цвета, она дает нам зелень лета, заставляет нас думать, что во всем мире солнечный день ... Я люблю фотографировать, поэтому, мама, не забирай у меня Kodachrome\", - в эти строчки, пожалуй, вложена вся суть Kodachrome.
Пленка приглянулась даже железнодорожникам: все локомотивы на Южнотихоокеанской железной дороге Санта-Фе были выкрашены в желто-красно-черные цвета упаковки Kodachrome. Но, самое главное, - новинку признали профессионалы, которые и стали главными популяризаторами этой пленки. Самые известные цветные портреты Элвиса Пресли и Мэрлин Монро были сняты именно на нее. С Kodachrome работал знаменитый магнумовский фотограф Алекс Уэбб и другие мастера репортажной и пейзажной съемки.
Одна из самых значимых фотографий за всю историю человечества была снята именно на Kodachrome. В 1984 году американский фотожурналист Стив Маккарри отправился в пакистанский лагерь для беженцев, скрывавшихся от ужасов войны в Афганистане. Там он встретил 13-летнюю девочку с необычайно выразительным глазами. Недолго думая, он сфотографировал ее - безымянную беженку, девочку со взглядом, пронизывающим насквозь. В 1985 \"Афганская девочка\" (именно такое неофициальное название получила фотография) появилась на обложке National Geographic. У войны в Афганистане появился свой символ. Kodachrome стала бессмертна.
Через 17 лет Маккарри отыскал Шарбат Гула (как выяснилось, именно так звали эту девочку) и сфотографировал вновь. Шарбат к этому моменту было не больше 30, но мир увидел в ней постаревшую женщину с потухшим, но от этого не менее выразительным взглядом. Как позже признался Маккарри, вторую фотографию он снял не на Kodachrome, а на Ektachrome E100VS. Кто знает, каким был бы этот портрет, сними он его на Kodachrome и стала бы \"Афганская девочка\" иконой аналоговой фотографии, если бы в камере Маккарри оказалась другая пленка?
Но не только фотографии прославили Kodachrome. Первоначально она разрабатывалась как кинопленка, причем доступная для любителей. Один из таких любителей - Абрахам Запрудер - сделал то, что не смогли сделать профессионалы. Он снял на видео убийство Джона Кеннеди, причем именно на 8-миллиметровую Kodachrome. 26-секундный фильм Запрудера, который должен был пополнить его семейный архив кадрами поездки президента США в Даллас, стал самым известным видеоизображением Джона Фицжеральда Кеннеди.
Пик популярности Kodachrome пришелся на 1950-1960-е годы. Она стала символом эпохи любви и свободы, ярких красок и новой музыки. В 1980-х спрос на пленку постепенно начал снижаться - сказались слишком сложный процесс ее обработки и появление последователей - пленок E100SW и E100VS. В 1990-х Kodachrome используют все меньше и меньше фотожурналистов, оставляя ее для любителей, которые могут себе позволить потратить время на ее проявку. С появлением цифровых камер производство этой пленки становится практически бессмысленным. Тем не менее, Kodak долгое время оттягивала прекращение выпуска Kodachrome, отдавая дань ее богатой истории и немногочисленным энтузиастам, которые вопреки нашествию \"цифромыла\" продолжали бороться за легенду.
Делать это становилось все тяжелее - найти Kodachrome можно было только в редких фотомагазинах, а возможность проявки осталась лишь у нескольких лабораторий. В последние годы такая лаборатория осталась вообще одна - Dwayne\'s Photo, расположенная в Канзасе.
Заявление Kodak, посвященное снятию с производства Kodachrome, пропитано горечью расставания с любимой пленкой: \"Говорят, что все хорошее когда-нибудь заканчивается.
Kodak больше не будет производить Kodachrome, подводя черту под ее 74-летней жизнью. Это было тяжелое решение, учитывая ее богатую историю\".
\"Цифра\" снова победила. Kodachrome умерла, но Kodachrome будет жить до тех пор, пока не исчезнет последняя снятая на нее фотография.
Lenta.ru
-
Напоминаем, с 13 мая в городе не будет горячей воды
-
Мы не согласны с оценкой ущерба от паводка. Совет юриста
-
Проведите ночь в музее в Актобе
-
Народный репортер. Знак перехода закрыт деревом для водителей
-
В Актобе строят новую базу для обслуживания дорог
-
Можно ли наказать тех, кто рвёт цветы и ломает ветки сирени? Совет юриста
-
Полярное сияние наблюдали жители Актюбинской области
-
Я один в поле воин
-
15 мая по всему Казахстану отключат телевидение и радио
-
Самую лучшую собаку выбрали в Актобе
-
Поднять прожиточный минимум до 115 тысяч тенге предложил депутат
Хотя бы так, иначе как сопоставить минималку одинокой матери с полной семьёй или неимущую семью с работающими родителями -
Подозреваемого в изнасиловании трехлетней девочки задержали в Актюбинской области
Четвертовать падлюку и нефик с ним церемониться -
Более 22 млн тенге перевели на свои счета некоторые школьные бухгалтеры Актобе
Понаставили своих племяшей и иных родственников директорами школ, а они НИ руководить учебным процессом, НИ контролировать подчиненных не могут... Все в Ватсаппе сидят, некогда им...... -
Стеклотарный завод планируют построить в Актобе
Завод дело хорошее, а вот отелей и ТРЦ разве недостаточно? -
Мошенница обещала водительские права, казучет и дешёвую квартиру
И самое ГЛАВНОЕ: Все так называемые потерпевшие желали получить желаемое в обход Закона, то-есть НЕЗАКОННО... Ничуть не жалко... Предприимчивая актюбинка работала по приципу Ильф-Петрова: "Грабь... -
Актюбинцы в среднем зарабатывают 345 тысяч тенге каждый месяц
А статистам стыдно не станет, тем, что на самом верху...Ведь СО-ВЕСТЬ- это голос Всевышнего в сердце..., а у них она полностью отсутствует, ведь они принадлежат... -
Актюбинцы в среднем зарабатывают 345 тысяч тенге каждый месяц
Хотя бы не выставляли таких данных, дабы не выставлять себя на посмешище. -
Карагул би. Бай, который кормил целый аул
Хоть и верится с трудом про гигантский рост Батыра, но местные старожилы до сих пор рассказывают, что при раскопках мавзолея в начале 70-ых годов, его... -
Актюбинцы в среднем зарабатывают 345 тысяч тенге каждый месяц
Как в старом анекдоте-А в среднем все мы бл...ди)))Пора давно понять -Кто ваши враги...Новый день на поле чудес в стране дураков...Не верь глазам своим...Этот мир... -
Проведите ночь в музее в Актобе
Простите,а какой сайт?как купить билеты?
Комментарии 0