Актюбинские ученые посчитали слово "бешбармак" унизительным

Актюбинские ученые посчитали слово "бешбармак" унизительным

Ученые Актобе выступили против названия национального блюда "бешбармак". По их мнению, название блюда ошибочно и оно является оскорбительным для казахского народа, сообщает BNews.kz.

Ученые Актобе выступают против того, чтобы национальное блюдо казахов называли «бешбармак». Слова «бес бармақ» в переводе значат «пять пальцев», объясняется тем, что его едят руками.

«Кому-то покажется забавным, а я считаю оскорбительным. Например, китайцы, японцы, а также некоторые народы Юго-Восточной Азии едят свои блюда палочками, но их блюда не называются же «две палочки».

К тому же любой тюркоязычный народ знает, что «бармақ» – это большой палец, на руке и на ноге. А другие пальцы руки называются «саусақ», а на ногах «башпай». То есть у нас на одной руке один «бармақ» и четыре «саусақ». Получается, мы мутанты, которые имеют по десять больших пальцев на одной руке?» - возмущается доктор философских наук Алтай Тайжанов.

«Все это связано, прежде всего, с европоцентризмом, - отмечает ученый. - Они считали другие народы некультурными и отсталыми. Но кушать мясо вилкой, ложкой и сервировочным ножиком с одной стороны неудобно, с другой, не тот вкус.

У казахов много национальных блюд таких, как «жаубүйрек», «қазанжаппай», «бұжы», «қазы», «бұқтырма» и т.д. Но основную еду казахов принято называть «ет», а не «бешбармак». Это блюдо неразрывно связано с кочевым образом жизни казахов».

«Сведущие в анатомической структуре животных люди знают, что тушу животного можно разделить на 12 частей. Каждая часть подчинена определенной кости, основе, которая называется «жілік». У казахов кости имеют неодинаковое значение.

Например, голова – главнее всего, затем идут жамбас (тазовая кость), жауырын (лопатка), затем другие кости, которые преподносятся аксакалам, гостям в возрасте, а особенно сватам (құдалар). Если дочка приехала погостить, кладут в блюдо крестцы (құйымшақ), зятю – грудинку (төс).

Хозяйка должна была следить за тем, какую кость в какое блюдо положить. Часто хозяин объясняет жене статус гостя, а она должна сама догадаться, какой жілік положить.

Если она перепутает кости, то это было непростительной ошибкой для хозяина и обидой, порою даже и оскорблением гостя. А если кочевник не имеет возможности резать скот, то он должен держать на запас именные кости от согыма.

Согым – это не только приготовление мяса на зиму, но и приготовление к приезду случайных гостей», - рассказывает Алтай Тайжанов.

Интересная новость? 0 Добавить в закладки
Материалы по теме:
рассказать о новости:
В Мой Мир Вконтакте Класс!
добавить комментарий

Уважаемые пользователи! Оставляя комментарии, проявляйте уважение и толерантность к мнению других посетителей. Просим вас избегать сообщений, приводящих к разжиганию конфликтов, расистских высказываний, оскорблений, провокаций и дискуссий, не относящихся к теме статьи. Ссылки на сторонние ресурсы в комментариях запрещены. Такие сообщения будут удаляться, а их авторы будут забанены.

Все комментарии (55):
Сортировать:
фото пользователя logovaldis
logovaldis
Японский магнитофон!!!)
Опять наше с вами внимание отвлекают от важных проблем в стране?!)Тут уже в местной актюбинской группе VK уже предложили переименовать в "Нурбармак" (ну... как бы тенденция ж))))
10.01.2017, 09:56
фото пользователя bla bla bla
bla bla bla
Вот, вот. Авто газ с НГ подорожал  +5 тенге в розницу и тишина. Тихо так подорожал.
10.01.2017, 10:37
фото пользователя ферзя
ферзя
Я тоже вчера высказывал что газ опять подорожал. Прошлый раз он подорожал без причин и обоснований. Типа можно было дешевле но будем дороже чтоб соседям не достался. 80 вообще исчез почти. Как будто сельчане перешли на европейское авто. Цена на солярку поднялась прям в начале уборочной. Лично для меня это выглядело как экономическая диверсия. При прежних зарплатах все поползло вверх существенно. Но это всех особо не колышет. Возмущает граждан вопросы регистрации. Вот где основная наша проблема Мы не сможем свободно путешествовать и засиживаться месяцами в гостях. 
10.01.2017, 11:28
фото пользователя activ beelinov
activ beelinov
Nu ne tolko gaz, benzin von uje 135 - 137!
10.01.2017, 11:22
фото пользователя ферзя
ферзя
Еще в девяностые я читал очерк про бешбармак. Но там писал историк, что блюдо казахов именуемое Ет или по русски мясо по казахски, не следует называть бешбармак, так как его название придумал губернатор Орембургской губернии с издевкой. сравнивая наш народ с обезьянами, что не знают как пользоваться вилкой и ложкой. 
10.01.2017, 11:39
фото пользователя taxsist2
taxsist2
ферзя, выше правильно указали почему начали называть бешбармақ наше национальное блюдо, правильно называть ет. https://365info.kz/2017/01/govorit-beshbarmak-unizhat-glavnoe-blyudo-kazahov/
10.01.2017, 14:09
фото пользователя Красава
Красава
И до этого  добрались наши любители все переименовывать.
10.01.2017, 11:44
фото пользователя ферзя
ферзя
Мои старики не когда не называли Ет как то иначе. И в советские времена это блюдо называли так только в городе, но не все, хотя в условности и закономерности названия не кто не вдавался. мясо по казахски - обозначается оно во многих ресторанах. 
10.01.2017, 11:50
фото пользователя taxsist2
taxsist2
мои старики улыбнуло)) у меня в поселке наоборот все называют именно Ет, етке шакыру, еттен алдыру, ет етке сорпа бетке деген сияқты)) в городе только вот начал говорить Беш, бешмармачить(прав Мархабат ағай, прочитав его статью, стыдно стало) во многих ресторанах не означает, что не ошибаютсяsmile
10.01.2017, 14:40
фото пользователя ферзя
ферзя
мои старики улыбнуло)) у меня в поселке наоборот все называют именно Ет, етке шакыру, еттен алдыру, ет етке сорпа бетке деген сияқты)) в городе только вот начал говорить Беш, Мне бы таксист понять - наоборот от чего???????????????????????
11.01.2017, 00:19
фото пользователя taxsist2
taxsist2
Красава любители перименовывать)))  если брать и без эмоций по факту много основнопологающих наименований, имен, обращений и т.д по были "заменены" в результате нахождения в составе СССР, многие дома обращаются к родителям мамка, мама, батя, тоже по сути приобретенное.. анашым-аке мало кто так обращается... в основном в поселках. Удивляет, что сейчас решили об этом, может правильно для отвлечения от более глобальных моментов, таких,как подорожание, ажиотажом и петициаями по временной прописке, хищениями в ЕНПФ и т.д
10.01.2017, 14:21
фото пользователя bla bla bla
bla bla bla
ферзя, все верно. Я тоже считаю, что народ отвлекают от действительности. Сейчас уже вроде как задумываются об отмене обязательной регистрации. Мол, народ захотел - сделали. Так же было и с землей.
activ beelinov бензин у нас в основном не свой. А газ под боком добывают.
10.01.2017, 12:27
фото пользователя Tony Montana
Tony Montana
А кто газом распоряжается? ))) Кроме грязи что свое осталось? Бешпармак только 
10.01.2017, 12:39
фото пользователя taxsist2
taxsist2
Tony Montana и то,как видим не нашеbully
10.01.2017, 14:22
фото пользователя sh_volodya
sh_volodya
"возмущается доктор философских наук Алтай Тайжанов."  - философы же, такие уж они философы. Любят пофилософствовать, "ученые".
10.01.2017, 12:56
фото пользователя taxsist2
taxsist2
sh_volodya не только, многие понимают, что не совсем правильное мягко говоря название национального блюда))) просто ранее не заостряли на этом, но сейчас любой спор насчет приведения к историческому, родному переименованию приводит к спору. Причем заметил спорят те кто мало обладает знаниями.
10.01.2017, 14:26
фото пользователя logovaldis
logovaldis
Зато теперь мы составляем "конкуренцию" Британским учёным)))
10.01.2017, 13:05
фото пользователя Tony Montana
Tony Montana
)))))) аааа, блин, ну хоть в чем-то
10.01.2017, 13:44
фото пользователя Mariam86
Mariam86
Это уже наш международный бренд стал, все знают и любят наш бешбармак. Если будет новое наззвание нужно раскручивать новый бренд. Мясо по-казахски неинтересно звучит, есть мясо по французски еще какая то чепуха ,а беш - главное блюдо. Руками очень многие едят в Азии,в индии например, да и американцы свои бургеры вилкой с ножом не едят
10.01.2017, 16:06
фото пользователя taxsist2
taxsist2
Мариям говорят бешбармачники это мутанты, а Вы бренд))
10.01.2017, 20:25
фото пользователя ферзя
ферзя
Мало ли как кто называет. Главнее чего оно достойно. Если украинцы называют русских ватниками или наоборот украинцев укропами, давайте оставим этот бренд  А потом удевляться почему негров почему то обежает слово нигер Все надо называть своими именами 
10.01.2017, 23:05
фото пользователя pcproman
pcproman
Конечно каждому своё, но я беш руками не ем. Согласитесь, это уже нельзя назвать традицией (ковыряться руками в чашке, хрен знает у кого что под ногтями, я в этом плане брезгливый). Предки ели так, это понятно, но сейчас есть столовые приборы и не кочуем мы. В общем, если жрешь руками - бешбармак, а если столовыми приборами - ет. И волки сыты и овцы целы.)))
10.01.2017, 17:24
фото пользователя ферзя
ферзя
Всякий ест как ему удобно. Но я лично предпочитаю есть мясо по казахски именно руками Вилка и ложка и все другие приборы таких удобств не создают -  взять пригоршней жайму. мясо. казы картошку, лук Вкус особенно приятен когда все это укладывается в пригоршню обмоклое соком блюда . Что касается гигиены, то у каждого свой отсек  И если кому то приспичило то особенно лакомые кусочки тебе руками не накладывают а лишь подталкивают. В любом случае есть Ет грязными руками с ногтями грязными- есть не уважение к традиции. Перед самым застольем и после него, гостей приглашают умыть руки подходя с кувшином горячей воды к каждому. Это очень красивые традиции с любезными поклонами и учтивостью. 
10.01.2017, 23:31
фото пользователя pcproman
pcproman
Ну тут каждому своё. Я чисто за себя говорю.
10.01.2017, 23:39
фото пользователя ферзя
ферзя
Кинуть на стол порции мяса по казахски без его традиции почти не чего. Тут Важно не слияние рук а слияние душ Это целый ретуал Не знаю когда во франции появились преферансы казахские девушки проводили это с покон веков когда получали с рук старейшин за столом опустошенные табаки. Само разделывание приготовленного мяса и раздача костей или части головы  это ритуал Перед употреблением и после обязательно читается намаз и  после благодаря Всевышнего за это блюдо даются там и напутствия и пожелания. Вообще как кушать Ет это целая философия. Кушать это вилками в кафе. лично мне удовольствия не приносило. 
10.01.2017, 23:44
фото пользователя taxsist2
taxsist2
как говорится в священной книге "благославенна еда к которой тянутся множество рук", во многих странах издревле семьи собирались в круг и ели из общей чашки, это особый момент. в культуре казахов она сохранилась, мы, общество зачастую выражая уважение и восхищение традициям и культуре окружающих нас и других народов почему ставим под сомнение свои традиции? если кто-то хочет есть один и втемноте(лагерная поговорка) то это его право, однако же..
12.01.2017, 08:53
фото пользователя ферзя
ферзя
БОльной по казахским обычаям за стол не сядет Это с покон веков Но если эти традиции не соблюдать. то какая разница ложками вы едите или вилками. Бацилы с дыхания смертельный и тяжелее грязи под ногтями и если вы берете хлеб из общей хлебницы, не мытые руки не менее неприятны а ту захочешь не забудешь. Как я говорил в этом блюде важно соблюсти не только рецепты приготовления но и ритуалы с традициями. Иначе противно до невозможности если даже если все вкусно. Употребление ет это и философия признак доверия и уважения, это ответсвенность  символ единения. А по другому мне удовольствия не приносит.  Круглый табак - круглый стол. все кроме старших равны и смотрят друг другу в глаза 
10.01.2017, 23:56
фото пользователя pcproman
pcproman
Да ладно, уж слишком преукрасил. Звучит красиво, но такого уже не встретишь в наше время.
11.01.2017, 00:00
фото пользователя ферзя
ферзя
Странно а я все еще встречаю И мне нравится Правда в прошлом году оказался старейшим Не было аксакалов От стыда чуть под землю не провалился Видел знаю теорию но растерялся Пришлось слушать подсказки А всего лишь надо было покрошить мясо и разделать голову А голова это оказалось очень сложное дело в неумелых руках 
11.01.2017, 00:10
фото пользователя ферзя
ферзя
А вот интересно кому еще не повезло познакомится с мясом по казахски вилками или ложками, без традиций и ритуалов.  Уж что что. а это я думал уцелело 
11.01.2017, 00:15
фото пользователя pcproman
pcproman
Вернёмся к самой статье. Пока это блюдо едят руками, быть ему бешбармаком. А эти господа "учёные" либо не чтят традиции, либо перешли на вилки и ложки.))
11.01.2017, 01:02
фото пользователя ферзя
ферзя
Ну вы уж называйте как хочется Я лично на то не обижусь А Ет как называл так и буду называть. И голубцы для меня всего лишь голубцы. Я его не ассоциирую с догадками почему Хотя мой друг их не любит и почему то и называет хер в капусте и шутя говорит что названы в честь голубых. Может через много лет его неуважение станет привычным и мы будем их так называть. Ведь нет разницы как правильно, главнее как хочется. 
11.01.2017, 01:19
фото пользователя taxsist2
taxsist2
pcproman вопрос к Вам? у Вас на руке сколько больших пальцев? 
12.01.2017, 08:42
фото пользователя taxsist2
taxsist2
ферзя шутишь)) я своих дочек даже учу кому что и как подается, когда руки поливаешь старшим кому сперва подходить, когда бата дают как стоять и т.д бас ели разделывали и доверили значит Ваше время пришло, Вы теперь носитель традиций это почетная миссия передать дальше своим детям и внукам не растеряйте.
12.01.2017, 09:02
фото пользователя ферзя
ферзя
Взаимно таксист Ауминь  Но то что я говорит в пример В принципе из жизни но для смеха. Надо иногда людям показать глупость смешно. чтоб они поняли что это глупость. Их родное и близкое. зовите как положено а чужое как угодно и только им. жить надо не так как говорят, не так как хочется а так как нужноне уважая не поймешь уважения, не делая добра не поймешь добра уважая чужие имена не получишь клички. Надо просто научится, не вести себя как ребенок а  называть все как не как кому то захотелось а как правильно. 
12.01.2017, 22:00
фото пользователя Красава
Красава

У меня интернациональная семья. Жене говорю, Ертен (кешке) Ет кой, конак келеди. Друзьям говорю приходите на Беш.

11.01.2017, 08:01
фото пользователя taxsist2
taxsist2
Красава  проанализировав эту статью понял, что стал употреблять слово беш и как-то незаметно прилипло и даже не казалось противоречивым, прочитав доводы в статье и проаналировав тоже понял,что не правильно по сути называю, вещи надо называть своими именами, нравится кому-то или нет. А так кто дома или среди своих называет это его право, никому не запретить, человек может ходить и улыбаться,а дома все,что угодно говорить или среди своих. исторически блюдо называли Ет, там даже вначале теста не было в свое время только бульон с мясом... кстати в Астане был в гостях там дают отдельно уважаемым гостям мясо и сорпу только в астау, большими кусками и сами разделывают.
12.01.2017, 09:10
фото пользователя taxsist2
taxsist2
pcproman в наше время встретишь все что угодно))) один товарищ расказывал, что в гостях у своего друга по професии его товарищ гинеколога, он не может кушать Ет) у кого какие,как говорится фантазии, "девиация")) кому-то грязь под ногтями мерещится,а кому-то где где эти руки побывали до этогоfellow когда показывают бравых морских пехотинцев едящих заживо ящериц многие товарищи в моем окружении восхищались мол выжить любой ценой, на карантине когда воды не было и верблюжью колючку давали на речной воде многие блевали)) слабый желудок и нервы это..
12.01.2017, 08:59
фото пользователя Малинка
Малинка
Я тоже не могу есть вилкой,то есть вернее могу.Но нет удовольствия.
И сколько знаю,никто ни от кого не заразился.Наооборот брезгливые люди считают себя чистоплотными и они как раз таки с кожвенов и не вылазят и покрытые всякими болячками ходят.
Это культура питания казахов.Осуждать или не осуждать это уже другое дело.И когда за столом в гостях русские всегда отдельно в тарелочку накладывают.
А так конечно,у нас разная культура питания и мы разные.Что то не нравиться одним,что то не принимают другие.Но я не видела никогда чтобы заставляли есть насильно.
11.01.2017, 22:06
фото пользователя pcproman
pcproman
Брезгливость, не значит боязнь чем-то заразиться. Не могу про себя сказать, что я эталон чистоты и т. д. Но в болячках не хожу и в кожвене небыл ни разу.)) Брезгливость - это просто порок или особенность конкретного человека. Традицию употребления Ет лично я не осуждаю. Каждому своё.
11.01.2017, 23:07
фото пользователя taxsist2
taxsist2
у меня учительница была Вероника Петровна, помню на поле выезжаем(сейчас это не принято) в школе собирать картошку, она берет всякие гели,шмели руки протирает,в перчатках, в маске(аллергией не страдала к слову), с зонтиком, ходит на цпочках, короче есть такая категория людей брезгливых в хлам)))
12.01.2017, 09:16
фото пользователя ферзя
ферзя
Видете ли ряд зарубежных стран как викинги мыли руки в одном сосуде всей толпой сморкаясь -  чтоб экономить воду. В Ряде Африканских стран - блюдо надо поедать с листьев В ангилии в примеру до сих пор затыкают пробкой раковину умывальника где моют и зубы и рукии нос . тфу противно но это их право.  А японское блюдо едим Я в ресторанах ложками иной раз брезгую есть и потому как и многие проираю салфеткой. О двух палочках японцев и китайцев и говорить не буду Но суши захочешь пробовать и ощутить гаму возьмешь все что положено. Так что есть надо как положено чтоб его понять. А если брезгуешь тебе дадут сурпу - но зачем тогда обижаться что брезгуют тобой. 
12.01.2017, 22:22
фото пользователя taxsist2
taxsist2
pcproman не обязательно есть его руками имеете право, поднимать вопрос называть блюдо своим именем, а не тем которое унижительно назвали когда-то право тех же докторов наук, писателей и историков, я в этом с ними соглашусь. Хотя еще в начале 90-х был в гостях в Алмате у товарища и у него дома уже тогда к Ет подавали персональные тарелки, для меня выросшего в ауле было в диковинку)) 
12.01.2017, 08:47
фото пользователя РинаРодионовна
РинаРодионовна
прикольно так, актюбинские ученые ))) прям как британские ученые. кто такие? как звать-величать?
10.01.2017, 19:02
фото пользователя 1870
1870
 действительно, кто такие хотелось бы знать, с их "евроПОцентризмом"...
10.01.2017, 23:45
фото пользователя ферзя
ферзя
Статья сама от человека который все знает смутно или не правильно его поняли. Создается впечатление что вообще не о нашем блюде пишут. Мои соотечественники меня наверно поправят По обычаям хозяйка не разделяет кости. Это делают старейшины за столом. Поэтому ей не зачем угадывать кому и чем угодить раскладывая желик  А в условиях нынешнего светского общества возможно нужно и так Я бы посоветовал либо журналистам быть внимательней к деталям либо Алтаю Тайжанову изучить то о чем заявляет как ученный 
11.01.2017, 01:41
фото пользователя taxsist2
taxsist2
ферзя менім енемде))) өзімнің анашымда мүшелеуді жіліктеуді жақсы біледі аулда өскесін, етті бөліп басынын бастап арнап тығып қояды әр тума туыстың сыбағасын, құдаларға салатын, ұлдарына-күйку балдырына деген сияқты.  Біз малды сойп бөліп ас үйге жайып кертірі қоямыз содан анамыз өзі пакеттерге және жашігі бар сүрлеуге келістіріп жетістіріп қояды, бұл жерде ен маңызда мәселе Етті қорлап оны бес БАРМАҚ деп атауы дұрыс емес деген ойжы жетгісі келіп отыр бір отандасымыз 
12.01.2017, 09:50
фото пользователя Малинка
Малинка
Я спокойно за наших ученых.Есть чем заняться,например бешбармаком.
Остальные открытия все сделаны и сделано все для развития государства.
Когда заняться нечем,будем этими "проблемами"заниматься.
Где открытия?
Бешпармаку от этого ни тепло не жарко,как был так и будет.
В простонародии называют так,а так конечно все знают что это блюдо называется ет.
11.01.2017, 21:57
фото пользователя Legolas
Legolas
Вот вам и уровень "Актюбинских учёных"...
Вопрос где они были раньше?
Или поумнели только в период независимости?
Думали бы лучше над глобальными проблемами...
12.01.2017, 08:31
фото пользователя Sozian
Sozian
Актюбинские учёные засиделись без внимания! Вас никто не держит, поезжайте туда в Китай, Японию, и кушайте на здоровье палочками. И стыдно не будет.
12.01.2017, 17:15
фото пользователя Alik90
Alik90
Хотелось бы дать определенные разъяснения касательно отзывов в социальных сетях по вышеназванной заметке,  среди которых порою встречаются необоснованные и неадекватные высказывания и посты в адрес профессора Алтай Тайжанова. Я как человек, который хорошо знает его, могу смело утверждать,  что он не тот человек, который разменивается на подобные мелочи (чтобы самостоятельно публиковаться на страницах интернета, чтобы стать признаваемым. Его и так признают широкая общественность как видного ученого в своей сфере. Однако, насколько мне известно многие люди, особенно журналисты часто обращаются по поводу разъяснения определенных понятий, и публикуют их интернет-порталах. Особенно это касательно традиции и обычаев которые забыты и искажены на современном этапе.
12.01.2017, 21:41
фото пользователя Alik90
Alik90
Грамотному человеку видно, что в портале опубликованы частичные отрывки единого целого. Здесь мне кажется, нужно не обвинять того, кто дал интервью, а тех кто опубликовал (журналистов). Поэтому не понимая истинную сущность идеи обливать уважаемого человека грязью не было бы разумным. Как говорят «Зри в корень!».
12.01.2017, 21:44
фото пользователя taxsist2
taxsist2
Alik90 соглашусь с Вами никто не приводит обоснованные доводы,что профессор не прав, в основном переходы на личности типа езжай куда-то(зачем казаху ехать из своей страны?) или морда бешбармачная, попытка в вязать в дискуссию с националистическим оттенком. Суть, что слово Бешбармачить чуждое слово и внедрено в наш язык, понимают казахи, откуда пришло тоже понятно и естественна реакция на статью, а то, как подано и зачем вопрос другой.
13.01.2017, 14:35
фото пользователя Vendetta
Vendetta
баурсак - потом станет унизительным ... по ходу в KZ все в шоколаде и решены все острые социальные траблы
12.01.2017, 22:06
фото пользователя taxsist2
taxsist2
Vendetta барсақ он и есть баурсақ...по поводу бешбармақ надо спросить с народных артистов  https://www.youtube.com/watch?v=COE7uu_JlBg
13.01.2017, 14:39
Loading...