Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

26601 просмотр

Мама обвиняемого Арсена Танатарова: Мой сын не понимал, что происходит в тот день и боялся, что его застрелят без предупреждения

Риза Танатарова, мать обвиняемого по делу о теракте 5 июня, рассказала «Диапазону», как её сына Арсена заманили в группировку однофамильца Дмитрия и почему Арсен был в бегах. Также она сообщила, почему ей запретили присутствовать на слушаниях, и как аким области Бердыбек Сапарбаев оказался в квартире Танатарова в день его задержания.

Риза Танатарова, мать обвиняемого по делу о теракте 5 июня, рассказала «Диапазону», как её сына Арсена заманили в группировку однофамильца Дмитрия и почему Арсен был в бегах. Также она сообщила, почему ей запретили присутствовать на слушаниях, и как аким области Бердыбек Сапарбаев оказался в квартире Танатарова в день его задержания.

У Арсена есть мама, сестра, верующая жена Венера, которую он взял с двумя детьми. По словам мамы Арсена, ее сын рос без отца.

– Мы всю жизнь снимали квартиру, где только ни жили – по Тургенева, на Шанхае, по Абулхаир хана, постоянной работы не было, жили в нищете. Мне положено пособие, как матери-одиночке, но я его не могла получить: не было прописки. Потом уже не стала ничего просить у государства. Арсен окончил 8 классов, после этого нигде не учился, не было денег. С 14 лет он начал работать на стройке подсобником, в одиночку кормил нас. В последние годы работы на стройке не было, он чинил санузлы, убирал снег. Потом стал продавать телефоны на рынке, но каждый раз я просила его ворованные сотки не брать, проверять документы. И он не перечил мне, со мной разговаривал на «вы», – характеризует Риза Танатарова.

Мама говорит, что Арсен начал читать намаз в 18 лет, по пятницам ходил в мечеть «Нурдаулет». В последнее время посещал мечеть в старой части города. Но его мать не знает, были ли в его кругу люди с радикальными взглядами.

– Арсен ревнивый, домой никого не приводил, поэтому я не знаю, с кем тесно общался. Но так как он пожил во многих районах города, у него широкий круг друзей и знакомых, – рассказывает Риза Танатарова.

По ее словам, Арсен не был знаком с Дмитрием Танатаровым и Арманом Айтуганом, и в тот злополучный день 5 июня он готовился к пикнику.

– Утром 5 июня он сказал, что с сестрой и зятем едут на пикник и решил закупить мясо. В 12:30 его сотовый уже был недоступен. Оказывается, ему сообщили, что у какого-то брата сын родился и пригласили на шилдехана. Обманули. Когда он поехал туда, заставили сдать телефоны, – описывает картину 5 июня мама Арсена. – Позже в СИЗО один из тех, кого сейчас судят за недонесение, сказал, что Арсен хотел уйти и пошел за телефоном, с тех пор он его не видел. Сам тот парень пришел позже, поэтому телефон не сдавал, ему удалось быстро уйти. Когда я узнала, что Арсен в ориентировке, была в шоке. Думаю, в той квартире либо добавили что-то в воду, которую все пили, либо смогли сильно воздействовать на эмоции. Арсен не мог оставить жену беременной, меня одну. В своей вере был чист, никогда не носил бороду, не укорачивал брюки.

– Пока он был в бегах, где ночевал и чем питался все эти 6 дней?

– Где ночевал, не знаю. С родственниками он не общался, поэтому к ним не ходил. В те дни было холодно. Мы с дочкой искали его по городу. Однажды Арсен позвонил Венере и сказал, что боится сдаться, потому что стреляют на поражение. У Арсена были деньги, на которые 5 июня собирался купить мясо, и еще 30 тысяч за квартиру, которую должен был оплатить 7-го числа. На эти деньги он покупал сникерсы и воду на заправках. Продавцы не могли его опознать: на фото в ориентировке Арсену 18 лет, за это время он изменился.

– Его задержали или он сам сдался?

– По телевизору рассказывали, что его задержали во дворе по Жаманкулова, 15. Это не так. Он сам пришел домой по Жаманкулова, 4, постучался в окно. Дома были жена и полицейские. Венера попросила полицейских не стрелять в него. Арсен был весь в крови, рану замотал футболкой, вместо одежды на нем была ободранная корпешка, вены порезаны. Наверное, он хотел покончить с собой, – предполагает Риза Танатарова и продолжает: – Арсен подошел к Венере и сказал: «Аллах свидетель, я никого не убивал». Жена спросила у Арсена: почему бежал? Он ответил, что во время нападения на «Палладу» сильно испугался и боялся, что его застрелят без предупреждения. Затем пришел мужчина в спортивном костюме, молча посмотрел на Арсена и спокойным тоном приказал вывести его. Венера уже потом узнала, что это был аким Сапарбаев.

Мама обвиняемого призналась, что после теракта впервые в жизни сожалела, что ее сын стал верующим.

– Когда в 18 лет он начал читать намаз, я радовалась, что мой сын не пьет, не курит, очень добрый, всем помогает, кормил кошек во дворе. Из-за доброты не смог отказать в приглашении на шильдехана. Сейчас я думаю: лучше бы он пил и курил, но не оказался бы в компании тех, кто, считая себя мусульманами, творили беспредел. Жалко молодых ребят, которые страдают после того, как ушли в религию, их не берут на работу из-за этого, они живут на случайные заработки, их избивают. Например, я увидела Арсена с пораненным носом, хотя до 5 июня такого не было. Мне непонятно, если правоохранительные органы не знали о готовящемся теракте, как они в тот же день быстро объявили имена всех участников? – удивляется Риза Танатарова.

По словам мамы обвиняемого, когда Арсен был в бегах, у нее спрашивали его биографию и возможные места, где он мог прятаться.

– Теперь из-за того, что были на допросе, мы не можем быть на суде ни как родные, ни как защитники. Нас записали как свидетелей. В суд нас не пускают. Я не хочу ни с кем конфликтовать, боюсь, после приговора мне не сообщат, в какую тюрьму увезут Арсена, и я его больше не увижу, – делится мыслями мама Арсена. – За эти 4 месяца я толком не спала, у невестки давление, у нее срок уже подошел, но до сих пор не может родить. Мы собрали денег на адвоката, но Арсен отказался от этого.

Риза Танатарова говорит, что согласна: ее сын и другие обвиняемые по делу о теракте должны получить наказание, которое заслуживают, но надеется, что Арсену не дадут пожизненное заключение.

– Ведь он никого не убивал. У Арсена были пять томов Корана, ДКНБ их вернул. Если там было что-то запрещенное, не вернули бы, – говорит мама Арсена Танатарова и добавляет: – Жалко тех людей, которые ни за что погибли. Хочу выразить соболезнование их родным и прошу прощения, если в этом есть вина моего сына.

Автор — Багдат АСЫЛБЕК

Комментарии 7

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • taxsist2

    taxsist2

    Veles вы же расчетливый человек, бабушек и бедняков не любите)) зачем вам оно надо Акимат кому, что "подарит" или нет это уже решать не вам, что хорошо.

    0
    0
  • taxsist2

    taxsist2

    requiem заплатят несомненно. Вопрос,каким образом они там оказались, что надо сделать,чтобы обезапасить в будущем государство от таких ситуаций, мы малочисленный народ и таких себе жертв позволять не можем т.к помимо убитых с обоих сторон страдает все общество делясь на тех и других и это основная цель тех кто проводит такие преступления. Не стоит обольщаться,что казнив одного или другого мы предотвратим, возможно,как инструмент воздействия на психологию широких масс будет эффект но для его закрепления нужны также социально-экономические меры, опять же не исчерпываются варианты по другим острым углам(мы видели,как реагируют казахи на информацию продажи земли)как болезненно реагируют соседи на языковой вопрос, все это решать надо и быстро. Убирая препоны в законах, контролируя общественное настроение, с кандачка не решишь все это накапливалось давно.

    0
    0
  • taxsist2

    taxsist2

    я тоже не люблю, но всех ветеранов и приравненных к ним, а также многодетных матерей, или нуждающихся априори считаю добропорядочными гражданами, не аферистами(если иное не доказано судебным решением вступившим в законную силу) и убежден,что государство обязано заботится невзирая на обстоятельства.

    0
    0
  • requiem

    requiem

    Возможно... Кто-то там случайно оказался, кто-то поддался психологическому давлению и попал под влияние. Кто-то смалодушничал. Кто-то испугался. И все они раскаиваются. Но раз вопрос касался убийства людей, в том числе мирного населения, " плыть по течению" - это преступление. Мозги должны были быть холодными. Возможность уйти все же была. Как и позвонить в полицию, в ЧС - это минутное дело! Поэтому, ответят теперь по закону.

    0
    0
  • Spider

    Spider

    В качестве примера умения убеждать людей специалист привел Арсена Танатарова. – Арсен был судим. Он примкнул к людям, у которых укрепилось мировоззрение, что религию правильно понимают только они сами. По Интернету они читали лекции запрещенных авторов. Вскоре он встретился с Айтуганом и Танатаровым, – говорит Балгабек Мырзаев.http://www.diapazon.kz/aktobe/aktobe-details/87030-kak-tanatarov-i-aytugan-gotovili-lyudey-k-napadeniyu.html

    0
    0
  • requiem

    requiem

    А что там было????

    0
    0
  • Panzer

    Panzer

    что там было?

    0
    0