Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

20705 просмотров

Семь дней после траура. Как провожают самолёты

На прошлой неделе «Д» сообщал об авиакатастрофе под Алматы, где погиб 21 человек. В стране был траур. Всю неделю безопасность или опасность воздушных полётов была темой номер один у казахстанцев. Корреспондент «Д» выяснял, кто в Актобе в ответе за безопасность полётов.

На прошлой неделе «Д» сообщал об авиакатастрофе под Алматы, где погиб 21 человек. В стране был траур. Всю неделю безопасность или опасность воздушных полётов была темой номер один у казахстанцев. Корреспондент «Д» выяснял, кто в Актобе в ответе за безопасность полётов.

Из Актобе можно улететь в 5 городов

– Мы постоянно ведем переговоры с авиакомпаниями по открытию новых маршрутов в Китай, Санкт-Петербург и Минеральные Воды, – рассказывает 1-й заместитель председателя АО «Международный аэропорт Актобе» Владимир Безродный. – По каким направлениям будут осуществляться новые маршруты, решают авиакомпании. Мы не имеем возможности вмешиваться в планирование рейсов авиакомпаний. На сегодня аэропорт обслуживает 5 загруженных авиалиний: Москва, Астана, Алматы, Атырау, Актау. Начиная с 2006 года, когда взлетно-посадочную полосу передали на наш баланс, аэропорт стал убыточным. Возросли амортизационные отчисления и налоги. В 2009 году нам передали аэровокзальный комплекс. Это увеличило затраты. В позапрошлом году мы сработали с убытками 4,5 миллиона тенге. В прошлом году мы получили прибыль 20 миллионов тенге при планируемых 140 миллионах тенге убытков. Это за счет привлечения грузовых рейсов. 

Между тем аэропорт Актобе после реконструкции взлетно-посадочной полосы может принимать любые самолеты без ограничений. В том числе один из самых больших самолетов в мире «Эйрбас А380». В 2012 г. аэропорт принимал грузовой самолет Ан-124, больше известный как «Руслан». На его борту перевозили 11 фур с оборудованием общим весом более 80 тонн.


Глаза и уши актюбинского аэропорта 

Посадить такого гиганта на аэродром пилоту помогают диспетчеры. Диспетчерская служба относится к госпредприятию «Казаэронавигация» и подчиняется Министерству транспорта. Когда-то и диспетчерская, и метеослужба были едины с аэропортом. Сегодня они относятся к разным организациям. Корреспондент «Д» побывал в диспетчерской «вышке» и увидел, как взлетают самолеты.

– Работа диспетчера – это настоящая мужская работа, связанная с большой ответственностью, – говорит начальник службы обслуживания воздушного движения Николай Курочкин. – Она приносит огромное удовлетворение. Каждый раз, когда диспетчер помогает поднять в небо самолет, он слышит от экипажа воздушного судна «Сенкью, сэр!». Это очень захватывает. 

Николай Курочкин согласился провести небольшую экскурсию для читателей «Д» по зданию диспетчерской службы и поделился некоторыми секретами. 

Актобе – западно-казахстанский региональный центр управления полетами. Это означает, что именно из нашего города управляют полетами над Атырауской, Кызылординской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областями. Другие два центра находятся в Алматы и Астане. 

– Сегодня над территорией Казахстана летают 80% мировых авиакомпаний, – рассказывает Николай Курочкин. – Это обусловлено стратегически удачным расположением. Другая причина, почему авиакомпании прокладывают свой маршрут над Казахстаном, это безопасность. Под безопасностью подразумеваются не только погодные условия, но и оснащенность наземных служб оборудованием, и подготовка авиадиспетчеров. 

Не секрет, что некоторые страны отстают в развитии аэронавигационной сферы. И такие государства авиакомпании стараются обходить стороной. Между тем Казахстан входит в десятку стран с самой развитой аэронавигацией. 

Наша экскурсия началась с брифинг-офиса. Сотрудница объяснила, что вся авиация работает по Гринвичу. Так легче ориентироваться во времени. Здесь по прилету отмечаются экипажи транзитных рейсов. Как раз в этот момент в журнале расписывался пилот воздушного судна, прилетевшего из Астаны. У него в запасе совсем немного времени. Уже через 10 минут он улетает обратно, в столицу. Здесь пилот подает флайт-план – сведения о намеченном полете и получает метео- и другую информацию.

Зал автоматизированной системы УВД – управление воздушным движением, находится в другом помещении. Смена до 15 диспетчеров обслуживает самолеты, пролетающие над территорией западного Казахстана. Каждый отвечает за свою воздушную зону. На больших мониторах отображается небо полетов над Аральском, Актобе, Атырау, Уральском и другими участками. Чтобы посмотреть, как диспетчеры обслуживают взлет и посадку самолетов в аэропорту, нужно подняться этажом выше. Диспетчерский пункт «Вышка» – глаза и уши аэропорта. Поднявшись на вышку по винтовой лестнице, нас просят говорить шепотом: диспетчер ведет радиообмен с экипажем воздушного судна, который только что отмечался в брифинг-комнате. Из окон выш­ки видно, как самолет выходит на полосу и готовится к взлету. С экипажем самолета, вылетающего в Астану, диспетчер говорит на английском.

– …You are cleared to Astana. Flight level 390.*

– По установленным правилам ИКАО** радиообмен происходит только на английском языке, – поясняет руководитель полетов аэродромно-диспетчерского центра Владимир Косовский. 

Для радиообмена диспетчеры используют специальную фразеологию на английском языке. Все выражения должны пониматься однозначно и не вызывать двусмысленности. Запрещается использовать профессиональные жаргонизмы.  Например, при посадке и взлете важны два условия – горизонтальная видимость и высота облачности. Выражение «Миллион на миллион» обозначает ясную погоду. Оно прижилось еще в 60-х годах. Фраза «Четыре девятки» о ясной погоде. Так в метеопрогнозах обозначается видимость более 10 километров.

Тем временем самолет Bombardier CRJ-200 уже оторвался от «взлетки» и начал набирать высоту. Это можно видеть на экране локаторов. На мониторах видны высота, скорость воздушного судна, номер рейса. Другие экраны показывают погоду – давление, температуру воздуха, влажность, скорость ветра.


Если на борту экстремальная ситуация

– Нам довольно часто приходится принимать незапланированные посадки, – продолжает Николай Курочкин. – Экипаж самолета декларирует, что на борту находится человек, которому нужна медицинская помощь. В последний раз экстренную посадку запросил самолет, летящий из Самары в Алматы. 46-летнему пассажиру самолета стало плохо. В моей практике было несколько случаев, когда у женщин принимали роды прямо в самолете. Перед полетом экипаж обязательно выбирает запасные аэродромы для непредвиденных ситуаций. Если экипаж самолета принял решение садиться, он извещает об этом наземные службы. В этом случае аэропорт должен пойти экипажу навстречу. Иногда диспетчер может порекомендовать пилоту, куда ему лучше всего приземлиться. Работа диспетчера связана с обеспечением безопасности полетов. Он дает команды воздушным экипажам, и они должны их выполнять. Если команда отдается неуверенно, это чувствуется. Его слова не должны подвергаться сомнению. 

* Вам разрешен вылет на Астану. Эшелон полета 390. (Англ. яз.)

** Международная организация гражданской авиации 


Чтобы стать авиадиспетчером, нужны знание английского языка и крепкое здоровье. Будущие диспетчеры обучаются в Алматы. Специалисты проходят повышение курсов квалификации в Англии, Латвии, Чехии и Алматы.



Боитесь ли вы летать после авиакатастрофы? 

Самал,

журналист:

«Трудно сказать. Я сама не очень люблю летать. В мире самолеты часто падают. Почему они падают, может определить только комиссия. Но наши люди очень мало летают из-за дороговизны билетов».

Раухат

работник торговли:

«Я смогу сесть в самолет. Но все люди будут задумываться, стоит ли им лететь. Каждый будет молиться своему Богу. Причина падения самолета может быть любой. В нашей стране самым популярным транспортом остается поезд».

Марина

воспитатель:

«Я никогда не летала и летать боюсь. А вот моей дочке приходится летать часто. Она учится в другом городе. Запретить ей летать самолетом я не могу. Без него не обойтись. Думаю, безопасность зависит от качества самолетов, а не от страны или погоды».

Аралбай

спасатель ДЧС на пенсии:

«Страшно, но летать буду. Куда денешься, если надо? Я летал и в Турцию, и Китай. Туда летают хорошие самолеты, «Боинги».  А наша техника изношенная, старая. Авиакомпании набрали старье. Эти самолеты уже давно свое отлетали».

Александр

геолог:

«Мы, геологи, все время на вертолетах и самолетах. Уже не раз падали. Но Бог миловал. Скоро летим в Актау. Авиакатастрофы не влияют на популярность транспорта. На дорогах людей гибнет больше, чем в небе».  

Автор — Ярослав ДРОБИНИН

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Spider

    Spider

    В Алматинском аэропорту сошел с посадочной полосы самолет авиакомпании «Скат» Во время посадки с посадочной полосы сошел самолет АН-24, принадлежащий авиакомпании «СКАТ», который совершал рейс Тараз — Алматы, сообщает пресс-служба ДЧС Алматы.

    0
    0