Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

11328 просмотров

Из-за засухи крестьяне требуют объявить ЧС

В области стоит сильнейшая засуха. В аномальную погоду зерновые, не успев подняться, кидают колос. Но в нём пусто.

В области стоит сильнейшая засуха. В аномальную погоду зерновые, не успев подняться, кидают колос. Но в нём пусто. Изголодавшаяся саранча теперь нападает на сено, но и его почти нет. В сёлах думают избавляться от скота и переживают, что с полей не соберут даже семена. Что нас ждёт?

Засуха в нашей области уже второй год. Прошлой осенью из-за нее списали более 20 процентов посевов. Сильнее всех пострадали хозяйства Алгинского и Кобдинского районов. Как сельчане переживают нынешнее жаркое лето, решил узнать «Д» и отправился в Алгинский район.

Поля и пастбища крестьянских хозяйств начинаются сразу за Алгой. Кругом выжженная солнцем степь, лишь кое-где зеленеют посевы. По пути к ним, у родников, пасется частный скот.

– Травы нет, коровы ищут ее по балкам, – говорит пастух Руслан Акмурзин. – Небольшой травостой только здесь, у старых родников. Коровы от Алги добегают сюда меньше чем за час, но и тут скоро травы не останется. Ее поедает скот, еще и саранча нападает – зерна-то нет. Поголовье с каждым годом сокращается – домашний скот содержать накладно. Теперь коров станет еще меньше. Раньше в Алге и Кирпичном их было 590 голов, сейчас в двух гуртах 218 коров.

Выкинули деньги

Недалеко от пастбища посевы КХ «Арай».

– Здесь засеяли зерновыми 2 тысячи гектаров, – рассказывает сельский предприниматель Бектурган Едрисов. – Осенью пахали зябь. Получилось, что просто выкинули деньги. Чтобы поднять 7 гектаров зяби, надо 200 литров солярки, а тут площадь 700 га. Затраты здесь миллионные. За счет влаги, которая была в почве, зерновые поднялись, а влага кончилась – они выкинули колос. Умирая, зерно хочет оставить плод. Пшеница выросла всего на сантиметров 15-20. Такой хлеб и комбайн не возьмет, а если и возьмет, колосья здесь пустые. Прошлое лето тоже было сухое, но дожди прошли весной, мы не могли посеяться, зато трава была. Этим летом ни хлеба, ни сена.

Я сам каждый год засевал зерновыми 1000-1200 гектаров, в этом году – только 600. Прошлой осенью 450 гектаров посевов пришлось списать, затраты на этот год я уже осилить не смог. И такое положение у всех. Мы берем кредиты под 9% в сельском кредитном товариществе «Алга» при аграрной кредитной корпорации. Взять оттуда деньги могут только те, кто вложил средства в уставной капитал. К примеру, 1 миллион 100 тысяч вложил – 5,5 миллиона можешь взять. Но эти деньги надо возвращать. Сейчас у крестьян один вопрос: как это сделать? В Оренбургской, Челябинской областях России объявляют ЧС из-за засухи, у них такая же ситуация. У нас тоже надо объявить ЧС. Чтобы банки отложили расчет за кредиты.

В прошлом году хоть на некоторых полях полосой был дождь и худо-бедно были зерновые, в этом – везде сушь. Если страховая компания в связи с засухой возместит часть затрат, люди смогут купить семена на следующий год. Своих уже не будет.

Сейчас в крестьянском хозяйстве Бектургана Едрисова идет заготовка кормов.

– Сено ищем по балкам, косим прошлогоднюю траву, надо же чем-то скотину кормить, – говорит тракторист Азамат Курманалин. – Цена за тюк сена дошла до 300 тенге, это вдвое дороже, чем в прошлом году.

Такая доля крестьянская

КХ «Айдана» засеяло в этом году пшеницей и ячменем  500 гектаров.

– Об урожае подумать страшно, пока косим сено, – говорит глава Галым Нугманов. – Такого года я еще не помню. Но следующей весной мы снова возьмем кредит, будем сеяться. Такова наша доля.  Последние годы у нас одни затраты. Следующей весной могут подорожать семена. Нам нужна поддержка государства. 

Комбайн купили, а косить нечего

В крестьянском хозяйстве  «Димаш» из 150 гектаров посевов этой весной смогли засеять только 60.

– Возможно, на посевы пустим скот, – вздыхает 70-летний Георгий Капущу. – Но это только после обследования для выплаты страховки. Мы подали документы на выдачу субсидий, эти день­ги как раз на страховку и уходят. Если ее выплатят, а это 220 тысяч тенге, мы сможем на следующий год купить семена. Мелким хозяйствам особенно сложно. Некоторые в этом году посеяли всего по 30 гектаров. Для сенокоса недавно купил комбайн, но трава такая низкая, что техника не берет. По балкам собрали всего 10 «копешек» сена.

Жертвоприношение за кредит

Не знает, как вернуть кредиты и крестьянин Совет Алгалиев.

– У нас  в основном животноводство, для него сеем 50 гектаров ячменя, немного проса, 2 гектара у нас огороды,  – говорит аксакал. – Говорят, корма в этом году будут возить из Костаная. Но сколько они будут стоить? Кредиты за семена висят, придется резать скот. Но что тогда народ будет кушать, окорочка? Крестьян в связи с засухой должно поддержать государство. Скот надо сохранить.   

От засухи… подешевеет мясо

У алгинского крестьянина Константина Маглели свой взгляд на развитие событий.

– Мы держим мелкий скот – овец, – говорит он. – Часть будем резать. Возможно, к осени пойдет большой убой скота, тогда мясо упадет в цене, но на следующий год подорожают и мясо, и молочные продукты.

По словам начальника Алгинского райотдела сельского хозяйства Кайрата Казмагамбетова, дождей у них нет с апреля. Посевные площади под зерновые сократились в этом году на 14 тысяч. Надежда только на поздние посевы, с которых можно взять по 3-4 центнера зерна. Крестьянам дали ГСМ по 36,7 тенге, частично компенсировали затраты на семена. 
Будут давать деньги за каждую тонну заготовленного  и проданного сена. В сельских округах составляют списки пенсионеров, других лиц, кому нужно сено, чтобы им не загибали цены»

  • 150 миллионов тенге область выделила для снижения стоимости солярки на 50%.
  • 5 миллионов тенге – победителям конкурса на лучший коллектив по заготовке сена.
  • 190 миллионов тенге – на заготовку сена.
  • Всего планируется субсидировать сельхозпроизводителям 431 миллион тенге.

В области сгорело более половины посевов

Владимир Литовченко,

замначальника управления сельского хозяйства:

– В этом году зерновыми и масличными культурами засеяли более 750 тыс. га, более половины сгорели. В некоторых районах потери составляют до 80%. Ситуация серьёзная, но ЧС по примеру некоторых областей  России объявлять не будут.

Мало влаги было осенью, зимой, с весны нет нормального дождя, температура на почве достигает 50-60 градусов. Сложное положение в Кобдинском, Уилском, Темирском, Мугалжарском и части Алгин­ского района. Хотя дождик ещё может изменить ситуацию к лучшему. Поэтому впадать в панику не стоит. Ситуация ещё может измениться не кардинальным, конечно же, образом, но всё же. Мы уже задумываемся об обеспечении семенами на будущий год. Ни один производитель не останется без нашего внимания. В случае необходимости будет предоставлена помощь от правительства, но пока мы используем местные резервы. Возможно, сельхозпроизводителям пролонгируют долги. У сельчан нет возможности погашать кредиты. Люди вложили огромные средства в посевную кампанию, приобретали запчасти, семена и дизтопливо в надежде на хороший урожай, но сильнейшая засуха вновь оставляет людей без прибыли. К тому же некоторые страховые компании под различными предлогами отказываются заключать договора с крестьянскими хозяйствами и сельскими ТОО.

Почему «Тасаттык» проводят, а дождя нет

Курманалин Данияр-кажи:

Во время «тасаттыка» – ритуала вызывания дождя – весь народ шел к реке, там резали черную корову, вола или черного барана. Мулла читал специальную молитву, выпрашивал у Всевышнего дождь. Голову жертвенного животного обязательно клали В сторону Каабы.Перерезая горло, обращались к Аллаху и  просили дождь. Молились, чтобы был урожай, люди не голодали, был корм для скота. Других мыслей у собравшихся не было. Голову животного кидали в речку, водой оттуда люди обрызгивали друг друга. После этого варили мясо, читали Коран. Мясо только отведывали, не наедались досыта. Смысл «тасаттыка» не утолить свой аппетит, а выпросить дождь. Оставшееся мясо бросали в реку.
Раньше на «тасаттыке» еще до окончания молитвы начинался дождь, сейчас такого нет. Виноваты в этом мы сами. С годами исказился сам смысл ритуала. Люди должны  отдавать деньги на жертвенное животное с чистыми помыслами, не сожалея, что он лишается каких-то денег, а думая о всеобщем благе.

Не надо во время ритуала драться за мясо, тащить его домой. Ведь получается, люди пришли не дождь вымаливать, а поесть. Мы стали забывать, что у воды есть свои ангелы. И задача каждого, кто пришел на «тасаттык», сделать все, чтобы ангелы обратили внимание на их нужды. 

Зерно и корма подорожают

Игорь Цыганков,

доктор сельскохозяйственных наук:

– Засуха в этом году по всему Казахстану. Ситуация близка к чрезвычайной, но объявлять ЧС не стоит. Государство будет помогать и без этого. Есть надежда на урожай поздних посевов, но для этого в ближайшие дни нужны дожди. Что-то могут дать и ранние посевы.

В прошлом году в Кобде хозяйства отказались убирать зерновые, ссылаясь на неурожай, и требовали выплаты страховки. Но оказалось, что на посевах, которые оставили, можно было собрать по 3-5 центнера зерновых с гектара. Мы определяли это по биологическому урожаю – тому, что дает уборка вручную на 1 квадратном метре. Даже если хлеб низкий, комбайн может его взять. Надо только оборудовать его ремнями, сделать мотовила. Крестьяне это все знают. 

Сейчас у зерновых идет цветение, налив колоса еще будет. Корни уже ушли глубоко в землю, но нет влаги, поэтому нет вторичных корней. На первичной корневой системе можно получить до 8 ц/га и даже до 10. Такая сильная засуха в области была в 75-м, 95-м годах. Тогда урожай был 1,5-2 центнера. С сеном еще сложнее. В 75-м для корма хозяйства по балкам косили чилигу, камыш, их дробили, добавляли дробленку. В сложившейся ситуации могут подняться цены как на зерно, так и на корма.

alt

Альмира Алишбаева

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.