Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

11552 просмотра

Рейдерство в ауле Байнассай

В Байнассае Мартукского района 7 тысяч гектаров земли так и остались незасеянными. На них растёт бурьян.

В Байнассае Мартукского района 7 тысяч гектаров земли так и остались незасеянными. На них растёт бурьян. Прямо перед посевом сельчанам опечатали склады и технику, а бывший баскарма покинул посёлок, прихватив печать.

С весны в Байнассае все работы стоят. Сельчане, отдавшие земельные паи в местное ТОО и долгие годы жившие за счет натуроплаты, с ужасом думают о будущем. Некоторые стали уезжать из села. Что же произошло в некогда мирном ауле, где на зависть соседям смогли сохранить советское наследство: поля, технику, строения, и старались выжить самостоятельно уже при новом строе? В пятницу сельчане собрались, чтобы рассказать об этом «Д».

Пустите меня в теремок

– Здесь раньше был совхоз им. Дзержинского, – рассказывает Кази Искалиев. –  В 90-х мы перешли в ПК, потом образовали ТОО. Соб­ственники – бывшие работники совхоза. Мы вложили в предприятие земельные паи и  деньги. Богачами не стали, но жили неплохо. Получали сено, зерно, нам перечисляли деньги за уголь и свет. В 2005-м после неурожая настали трудные времена. Нам свою помощь предложил предприниматель Абай Тургашев. Он пообещал вложить свои деньги, вывести хозяйство из кризиса. Мы его приняли, избрали председателем. В результате наша техника, емкости с нефтебазы распроданы, исчезли даже столы из столовой. Еще и долг висит – более 3 миллионов тенге перед «Актобе-агросервисом», причем четвертый год. В апреле мы Тургашева переизбрали, он на собрании был,  на следующий день пообещал отдать новому директору документы и печать, а сам исчез. Потом приехал в мае с судоисполнителем, опечатал склады и технику. Потому что ТОО «Луч» не рассчиталось с «Актобе-агросервисом». Но в счет долга продано 14 единиц техники! Почему долг не уменьшился? Из-за этих разборок мы не смогли посеяться. Дошли до суда, чтобы нам отдали опечатанную технику, и мы могли начать сенокос. Остатки тракторов кое-как восстановили, они в поле, но ни на один нет документов. На хлебном поле бурьян. В районе предлагали льготное горючее, но мы его взять не смогли. На договор нужна печать. Купили ГСМ по рыночной цене за свои деньги. Думаем, хоть сено накосить. Хотели осенью озимые посеять. А как купить семена, если печати нет?

Сколько денег вложил бывший директор?

– 800 тысяч с лишним, но на нас зато висит кредит 3 миллиона, мы об этом не знали, хотя все у нас утверждается собранием.

– Да мы даже свою зарплату не знаем. Нам давали 5 тысяч авансом и в год 2 телеги сена, – говорит тракторист Петр Яковлев. – День­ги последний раз мы видели в прошлом году весной. Пока был другой директор, каждый месяц нам давали по 5 тысяч, остальное мукой, сеном, зерном, продуктами, перечисляли деньги за свет и уголь. Этот директор семенное зерно вывозил перед посевной и привозил отходы. Какой с них урожай? Сегодня мы на грани разорения, а я в это предприятие свои деньги вкладывал. В 90-х  на 35 тысяч тенге можно было трактор купить.

– Я, например, больше 200 тысяч вложил, – рассказывает Виталий Малоиван. – Все шло нормально, но в 2005-м у ТОО образовался долг. Тургашев сказал, что его погасит, даст нам работать. Сегодня мы на грани краха. Мы писали на Тургашева в финпол, прокуратуру, но никто им не занимается. Человека переизбрали, он не передает дела. Мы в правовом государстве живем или где? От ТОО зависит все село. Тургашев решил опротестовать протокол собрания. Нас вызывали в суд, а на днях  он отозвал свой иск.

– Это же вредительство, – говорит бывший учитель, председатель поселкового совета ветеранов Екатерина Басистая. – Бывший директор задолжал около 5 миллионов зарплаты. Мы писали везде, но все бесполезно.

Не отдадим ни трактора, ни винтика

Больше всего людей пугают даже не долги по зарплате, а то, что у них могут отобрать землю. Предупреждения об этом из района уже были. Земля должна использоваться, нет – ее передают другим. Именно поэтому теперь коллектив подает на бывшего директора в суд. За каждый трактор, который хотят отобрать, крестьяне встают грудью. Надо еще разобраться откуда долг, говорят они.

– Сельский акимат хочет купить у нас помещение, но мы не можем заключить договор, – говорит новый директор ТОО «Луч» Еламан Уразов. – Хотим посеять озимые, чтобы весной были семена, но не можем оформить залог. При всем при этом мы еще налоги платим, гасим старые долги за связь, свет, чтобы нас вообще под банкротство не пустили.

Это рейдерство

Абая Тургашева «Д» нашел в Актобе.

– Люди говорят, что я все продал, а не думают, сколько я всего завез. На собрании был хаос, многие были нетрезвыми, хотя я их не нюхал. Там  было всего 20 человек из 89 членов коллектива. В других селах долги по 50 миллионов, у меня всего 3,5. То, что происходит, – это рейдерство.

– Раз решение собрания недей­ствительно, что мешает вам работать дальше?

– Мне надо закладывать свое имущество. А зачем? Я все приостановил. Но в селе совершают самозахват, косят сено, продают... Если я все долги посчитаю, у них еще дома отберу и скот.

– Они их закладывали?

– Любой член ТОО несет ответ­ственность согласно своей доли. Я вложил свыше 20 миллионов. Хватит ли их имущества, чтобы рассчитаться, не знаю. Моя имущественная доля – 70% активов, и я буду судиться, восстанавливаться в должности.

– Вы же забрали иск…

– В суде они все наврали. Видимо, им сено пообещали. Пусть берут свою долю и уходят.

Уходить по доброй воле никто не собирается. Конфликт, кажется, только разгорается.

Актобе –Байнассай–Актобе

Альмира АЛИШБАЕВА

Автор — "nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.