Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

18249 просмотров

Пацаны 80-х

Все события, представленные вашему вниманию, в той или иной степени происходили в любом районе Актюбинска: в старом городе, микрорайонах или на Сазде. Разнятся только названия улиц и объектов, номера школ и фамилии учителей, а в остальном всё было тождественно.

На фото: На дискотеках 80-х в основном отрывались под хиты итальянцев и группы «Динамик».


В период летних каникул основная масса детворы с «Восьмерки» отправлялась в лагеря. Пионерлагерь «Юный геолог».


Актюбинск 1980-х, район «Восьмерка». Пересечение улиц Герцена и Карла Либкнехта.

Знаменитый фoнтан с оленями в парке им. Пушкина. Достопримечательность Актюбинска в былые времена.

Драки толпа на толпу проходили жестоко, но до зверской расправы дело не доходило. Каждый бился за честь своего района, где он и его друзья проводили лучшие безбашенные годы своего отрочества.

Все события, представленные вашему вниманию, в той или иной степени происходили в любом районе Актюбинска: в старом городе, микрорайонах или на Сазде. Разнятся только названия улиц и объектов, номера школ и фамилии учителей, а в остальном всё было тождественно.

С наступлением крепких морозов, когда весь город кутался в белоснежные наряды, пацаны перемещались на «трубу». За домом №18 А, на магистральной трубе центрального отопления, а если быть точным, то на двух трубах, каждую зиму происходило одно и то же действо: работники коммунального хозяйства обматывали трубы изоляционной лентой, затем обкладывали их пластинами из стекловаты, снова обматывали спецтканью, закрепляли весь этот утеплитель проволокой и сверху обматывали широкой жестяной полосой и тоже крепили проволокой. После окончания утеплительных работ с наступлением темноты приходили пацаны и в обратной последовательности, поэтапно, оголяли участок труб метров на пять, чтобы потом усесться на горячий металл и ловить кайф.

Точка была похлеще наполеоновской под Аустерлицем: просматривался весь северный край железнодорожного парка на случай тревоги, за спиной – вход на улицу с площади, рядом вокзал и куча продовольственных магазинов. Пацанский опорный пункт – не иначе.

В подвале первого подъезда этого же дома стоял теннисный стол, и когда лампочки освещения были целыми, то народец собирался там – и тепло, и полезно, и весело. Был еще подвал под домом №2/1 по ул.Ломоносова, куда нас как-то привела судьба. Но мы там находились крайне недолго, не привыкшая к подобным «соседям» публика из числа постоянных обитателей быстро вывела нас на чистую воду, и в подвал зачастил наряд милиции во главе с «околоточным» [участковый. – Прим. автора].

Когда совсем было нечего делать и в ДКЖ не было танцев, подвыпившее хулиганье отправлялось на вокзал или привокзальную площадь задирать таксистов. А так как у таксиста дома была семья, и работал он на государственной машине, то наглости его шоферской хватало только на первый этап – словесно подготовительный. И когда «соплячье» наскакивало с кулаками и ногами, изображая из себя Брюсов Ли, даже если таксистов было несколько, то бои, как правило, выигрывали местные «дворяне». Поэтому на привокзальной площади таксисты не борзели и вели себя прилично, так же прилично вели себя залетные граждане в здании самого вокзала, на перроне, а самое главное, в ж/д парке и на улицах «Восьмерки».

И вот вам, дорогие читатели, парадокс: по улицам «шлындает» толпа подвыпивших 14-16-летних негодников, но кругом чистота и порядок, причем и правовой порядок: в парке не обижают девушек, на привокзалке таксисты не хамят взрослым гражданам, на вокзале и перроне никто не орет матом на стариков и старушек, на улицах не сидят толпы приезжих пьянствующих шабашников, после которых нужно вызывать отдельную машину для уборки мусора. Без всяких предварительных слов подлетает кучка мерзавцев и колотит всех подряд – развлечений-то не было. Кто не спрятался – я не виноват!

Процент ротации чужеродного, антагонистически настроенного элемента был довольно высок – вокзал все-таки, поэтому без работы мы не оставались и поэтому во дворах было чисто, по подъездам никто не отправлял естественные надобности, не было слез на лицах оскорбленных обитателей улицы 8-го Марта и по району можно было смело ходить до позднего вечера. И надо добавить, что я, например, не слышал, чтобы в нашем районе у кого-то украли велосипед, отобрали альбом с марками, кого-то ограбили, «обшманали» или применили насилие к даме. Пацанский порядок наводился железной рукой – быстро и эффективно. Но и не без благородства.

Помнится, в ДКЖ, в спортивную секцию из другого района ходил мальчик с явной родовой травмой, так вот, по негласному закону все решили для себя, что его трогать никто не будет и его никто не трогал. Ни разу. Остальные пришлые всегда попадали в зону риска – только дай повод и уже никого не будет интересовать: боксер ты, борец-классик или начинающий каратист. Своих «спортиков» было предостаточно, так что получали все, невзирая на мышцы и титулы. Спортсмен несколько ограничен спортивными нормами и особенностями стиля, для хулигана же ограничений нет. Поэтому дальше городка «Зодчий» пацаны, не имеющие отношения к «Восьмерке», старались не заходить. Хотя надо сказать, что и наши регулярно посещали спортивные секции: в ДКЖ, «Дельфине», «Динамо», Дворце спорта, школьном спортзале и подвергались аналогичному риску, если находились не в своем районе.

Сотрудники органов внутренних дел, как ни странно, относились к этому феномену с пониманием, а где-то и с уважением. Помню, как-то раз на танцах в ДКЖ, под исполнение композиции Владимира Кузьмина «Воробей» мы, своим кругом, столкнулись с кругом приехавших «гостей из микров». Раньше только так и танцевали: круг одного района против круга другого района.

Он песни пел и кувыркался и над друзьями потешался,

Над всеми, кто внизу остался и чтил законы стай.

Но мимо коршуны летели и между делом его съели,

И их вожак сказал угрюмо: «Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй-яй, далеко не залетай!»

– Слова из песни В. Кузьмина «Воробей»

По окончании этого куплета, вдоволь натолкавшись, стороны перешли к активным боевым действиям. Но зоркий глаз мента не оставил без внимания подготовку к сражению и после 3-минутной драки толпа на толпу, кого успели поймать, скрутили и затолкали в ППМ. В одну клетку и наших, и ваших. Ногами вбили 22 пацана в клетку, где было место для десятка человек максимум. Ну, думаю, все! Сейчас в ЛОМ [линейное отделение милиции. – Прим. автора] или в РОВД, туда, где место будет. Потом родители - школа - суд и другие «ништяки», вплоть до колонии для несовершеннолетних, которыми нас так любят запугивать в школе и дома. Но милиционеры поступили творчески – нас всех на двух автобусах зимой, в полночь, полураздетых, кого и без шапок, отвезли на кладбище, что у поселка Кирпичный и со словами: «Вот и славненько! Выходим! Деритесь, пацаны! Тут вы никому не мешаете!» – выпихнули на декабрьский снег. Оттуда мы, всем «сарафаном», в лютую стужу и побрели по домам. Одна толпа по трассе – в микры, а мы – через мост, по Фрунзе, на «Восьмерку». И никаких дел, хулиганки и дальнейших репрессий.

Дружила «Восьмерка» с Татаркой, и хоть расстояние, разделявшее наши районы, было приличным, но в парке Пушкина или в ДКЖ все были как штык, вовремя! Нашими противниками были Москва, Оторвановка, Курмыш, микры и кое-кто из центра. И сколько себя помню, их всегда было больше. Ну так ведь и районы немаленькие, а когда они еще и в союз вступали, то вообще «туши свет, кидай гранату!». Куда мы только ни наведывались с «дружественным ответным визитом»: и на дискотеку «Актюбрентгена», и в АлИИТ, и в планетарий (когда там еще не было храма, а была библиотека), ходили биться в район АТЖТ и ул. Черепанова, в парк аппаратостроителей, на аллею, к школе №6, в авиагородок, ездили куда-то в микры на танцы, а самым масштабным было, конечно, «Тополевское сражение», но об этом отдельную статью можно написать. Но при всем при этом мы уважали своих противников, а они уважали нас. Они «санитарили» в своих районах, а мы были «санитарами своего леса».

Когда на улицу 8-го Марта приходила весна, хитрые бабки и председатель домового комитета шли на поклон к «старшакам». Постоят, что-то тихо «обкашляют», и те потом заставляют нас белить деревья, вскапывать клумбы, окучивать кустарники, в общем, облагораживать дворовую растительность.

Осенью мы убирали листья, сучья, ветки и жгли их. Поэтому нам в нашем районе дозволялось несколько больше, чем выдерживало номинальное терпение родителей и взрослых.

На летние каникулы основная масса детворы «Восьмерки№ отправлялась в лагеря. У кого родители были при должностях и блате, те ездили в лагеря всесоюзного значения, типа «Артек» и «Орленок». Ну, а те, у кого мама с папой работали на местах попроще, либо ходили в пришкольный, либо отправлялись в пионерские лагеря Актюбинской области: «Восток», «Нефтяник», «Юный строитель», «Юный геолог», «Светлый», «Солнечный», «Пламя», «Зеленый», «Космос», «Энергетик», «Радуга» и, конечно же, «Дружба».

Мне посчастливилось там побывать целых четыре раза, а свой последний сезон я провел в «Дружбе» в 1982 году в возрасте 14 с половиной лет. Накормят, напоят, днем спать уложат, вечером кино, типа «Призрак замка Моррисвиль», а по выходным дискотека. Кругом друзья-товарищи из 1-го отряда, плавательный бассейн, симпатичные воспитательницы – рай! «Злючая» советская власть как могла тащила ребенка к здоровью, вывозила его в лагеря, обеспечивала профсоюзными путевками, заключала его и родителей в разнообразные санатории-профилактории, в общем вела себя крайне бесцеремонно!

Вот такая насыщенная была жизнь мальчишек моей юности. Разлюли малина! Потом кого-то слишком перестроила «перестройка», кто-то сгинул во времена бандитского лихолетья 90-х или позже, кое-кто успел побывать в местах не столь отдаленных, кому-то жизнь на «дне стакана» показалась интереснее суровой реальности, некоторые, прикоснувшись к «слезам мака», заплакали всю оставшуюся жизнь, другие нашли успокоение в религии. Кто-то сумел подстроиться под современные реалии буржуазных отношений, а у кого-то это до сих пор не получается. Но кто бы там что ни лил на Союз, я помню одно: мы были простыми советскими пацанами. А это звучало, звучит и будет звучать ГОРДО!

АКТОБЕ - АЛМАТЫ

Источники: Википедия.

Данные архива по Актюбинской области.

Фотографии из архива Р.А.Сегедина.

Информация сети Интернет, которая находится в открытом доступе.

Личные фотографии.

Комментарии 6

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • 1870

    1870

    весело было. Нынче посещая города (т.н. моно-) и поселки детства видишь руины, брошенные микрорайоны, поросшие бурьяном дороги и школьные стадионы. И думаешь - без войны уничтожились. Дорогая и таинственная независимость.

    0
    0
  • Tony Montana

    Tony Montana

    Да, действительно) На курмыше были наверное самые отморы ))) Интересно, что курмыш, москва и шанхай были одноэтажные, частные дома, а микрорайоны строили уже современные. Может из-за этого )))

    0
    0
  • VIP Pest

    VIP Pest

    автор немного ошибся,8ка ни когда не бодалась с микрашом.микраш,татарка гмз,аэрапорт,оторвановка были всегда вместе против шанхая,москвы ,курмыша ,сазды.интересные воспоминание я тоже окунулся в них,как буд то на время вернулся в то время.очень хорошо и детальное воспоминание.спасибо,было интересно почитать.

    0
    0
  • Abubakirov_RN

    Abubakirov_RN

    Не сопоставлял факты этажности с уровнем дружественности)) НО всё бывает)) С наступающим вас Новым годом!))

    0
    0
  • Abubakirov_RN

    Abubakirov_RN

    Вполне возможно,что в разные годы были разные уровни дружбы с пацанами из других районов, но то что мы одно время крепко не ладили с "микрашовскими" это факт. Один из тех, против которых мы 8-кой дрались на танцах, затем женился на моей родственнице и мы после всех боев еще и родственникам стали. Классный парень был кстати. Жаль, что ушел рано! Имен и фамилий по известным причинам назвать не смогу. С наступающим вас Новым годом!))

    0
    0
  • Abubakirov_RN

    Abubakirov_RN

    Все как обычно: то что не завоевано и не достигнуто великим трудом, то и не ценится. Как хлеб, к которому в наше время научили относиться с трепетом, а нынче.., ну вы сами знаете.Помню как отец, после нарезки хлеба, всегда с доски сметал все до последней крошки себе в ладонь, и отправлял в рот. У меня вопросов не возникало.

    0
    0