Автопарку хватит денег, если они не будут уходить мимо кассы
Я работал в областной службе общественного транспорта в те годы, когда все отрасли экономики переходили на рыночные рельсы.
Я работал в областной службе общественного транспорта в те годы, когда все отрасли экономики переходили на рыночные рельсы. В Актобе было 8 перевозчиков, их отбирали по тендеру, они имели большой опыт работы, была конкуренция. Разговоров о повышении тарифа вообще не возникало. Под любым предлогом из года в год стали требовать поднять тариф, как только ТОО «Автопарк» выиграло тендер на все 42 городских маршрута.
Прежде чем говорить, что обоснованных причин для повышения тарифа нет, нелишним будет напомнить о громком деле бывшего депутата облмаслихата Ундергенова – президента ОЮЛ «Компания Емшан - EmshanCo», которого приговорили к 4 годам лишения свободы. Фигурантов дела признали виновными в мошенничестве, хищении бюджетных средств в особо крупном размере путем обмана группой лиц по предварительному сговору. Суд вынес частное определение и в адрес акима Актобе за нарушение бюджетного и других законодательств должностными лицами акимата. Предприятие получало из бюджета миллиардные субсидии, а сотрудники горотдела ЖКХ, не проверяя, подписывали акты выполненных работ автопарком.
Сейчас своими некомпетентными выступлениями в СМИ представители автопарка дезинформируют общественность. Руководитель юридического отдела автопарка Р.Жилкаманов уверяет читателей «Диапазона»: если утвердят тариф 130 тенге, улучшится качество обслуживания. Но тариф на пассажирские перевозки повышался уже не раз, и на качестве обслуживания это никак не сказывалось.
Я считаю, что вопрос о повышении цены на проезд должна рассматривать специальная комиссия, причем после проверки доходной и расходной частей расчетов. Во всем мире общественный транспорт остается частью социального сектора и частично финансируется из бюджета, потому что перевозки априори не приносят прибыли. Но с другой стороны, ни один перевозчик не ушел из этой сферы добровольно. Хотя каждый, в том числе и автопарк, сетует на подорожание топлива, запчастей, нехватку средств на обновление парка. Похищенных Ундергеновым долларов и евро с лихвой хватило бы на вышеперечисленные расходы и повышение зарплаты водителей, если бы ежедневные сборы находились на оборотных средствах предприятия и не уходили мимо кассы.
Печально, что такая важнейшая и чувствительная сфера, как пассажирские перевозки отдана фирмам-дилетантам, имеющим слабое представление об этой отрасли. Читал, что в 2014 году НИИ транспорта и коммуникации выиграл тендер по оптимизации маршрутных сетей общественного транспорта в Актобе и определение реальных доходов перевозчиков. Для этого изучали реальный пассажиропоток. Экспертам НИИ горотдел ЖКХ выдал справку, что за 2 года и 8 месяцев из горбюджета на социально значимые маршруты перевозчикам дали 2,2 млрд тенге. Из них львиную долю получил автопарк, руководил которым бывший депутат облмаслихата Ундергенов. Следствие установило: за несколько лет перевозчики получили 4,5 млрд тенге. Несмотря финансовые нарушения и приговор, ТОО «Автопарк» снова пытается поднять тариф, на этот раз до 130 тенге. Но на каком основании?
Глубоко ошибаются те, кто сферу пассажирского транспорта превратил в источник наживы и богатства. Если каждый перевозчик будет строго учитывать ежедневное поступление кассовых сборов за проезд, закрепит их на банковском счете, закроются все лазейки для ухода денег мимо кассы, и не придется каждый раз просить поднять тариф.
Комментарии 7