Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

48491 просмотр

Почему садака стали похожи на свадьбы?

Садака сегодня делают в кафе с обильным дастарханом и ведущим. Некоторые, рассказывают в городской мечети, нанимают за деньги плакальщиц, на поминках играют любимые кюи покойного. Почему это происходит?

Садака сегодня делают в кафе с обильным дастарханом и ведущим. Некоторые, рассказывают в городской мечети, нанимают за деньги плакальщиц, на поминках играют любимые кюи покойного. Почему это происходит?

Недавно в редакцию позвонил аксакал и с горечью рассказал о своем родственнике. Он похоронил мать и теперь не может рассчитаться с долгами.

– В соседнем ауле имам такое запретил, – говорит старец. – Сказал, если на садака готовите дастархан, как на той, тогда и водку ставьте, только я туда не приду и Коран читать не буду. Люди стали прислушиваться. Почему все имамы так не делают?

– Как-то в мечеть пришел молодой парень, – говорит имам городской мечети Бакытбек Тажимбет. – Рассказал, что у него умерла мать и попросил деньги под проценты. На похороны, поминки… А то, говорит, люди засмеют. Я ему: разве всем угодишь? Что бы ты ни сделал, найдется кто-то, кто останется недовольным. Человек, потерявший близкого, должен думать об усопшем, а не о живых. Аллах такое не одобряет. Ненужные траты ни к чему. Но сегодня дошло до того, что родственникам покойного некогда скорбить. Они думают, как всех накормить, где взять деньги… Это очень плохо и для родных, и для покойного.

Я был на одних поминках, где даже кюй играли. Сказали: покойный любил кюй «Адай», давайте послушаем. Женщин начали нанимать, чтобы они пели жоктау. Как-то на одной неделе я был на трех похоронах. И на всех видел одну и ту же женщину. Она пела жоктау, и такие в них были пронзительные слова, что я не мог не подойти. Говорю ей: вы стольких близких за неделю потеряли, будьте терпимее, а она отвечает, что покойные никакие ей не родственники. Ее наняли, чтобы оплакивать покойных за 5 тысяч. Это что за маскара [срам. – Пер. с каз.]. Я уже не говорю, какой дастархан накрывают на садака: салаты, нарезки, фрукты, пироги, даже черную икру ставят. Аксакалы уже как-то обращались в мечеть. Говорят, утвердите для ресторанов меню для садака. Что за изобилие, когда у людей горе? На сегодня мы добились, чтобы из баров в ресторанах, где проводят садака, хотя бы спиртное убрали. Таких кафе и ресторанов в Актобе сейчас 4.

– Кроме 7, 40 и 100 дней, делают еще конакасы. Откуда это взялось?

– Еще 52 дня начали проводить. Ни их, ни тех поминок, о которых вы говорите, в исламе нет. Но садака сами по себе не противоречат вере, поэтому их проведение не возбраняется. Конакасы было и раньше. Это ас для тех, кто приехал на похороны издалека. Его дают соседи покойного, причем после похорон. В доме, где покойный, никаких угощений не должно быть. У нас конакасы делают в ресторане, там же читают намаз. Принимается ли такая садака – вопрос. Чтобы садака приняли, дастархан должен быть проще. Без фруктов и салатов. Мясо, баурсаки и чай. На садака должны приходить только родственники и нуждающиеся люди. У нас на садака накрывают богатый стол, и люди многие идут туда с мыслью покушать. А надо идти с мыслью о том, чем я могу помочь. На поминки приходит 800 человек, а на жаназа – намаз по покойному – становится всего 8. Это неправильно. Пайгамбар говорил: если на намаз станет 40 человек, грехи покойного станут легче в 40 раз.

На похоронах еще раздают табарык – память о покойном. Это вещи или деньги от 200 до 1000 тенге, которые полагаются участникам намаза. Но их надо раздавать, если только покойный заслуженный человек. Сейчас же табарык дают и после самоубийц, и после пьяниц. Это неправильно.

Те, кто поют жоктау, стали как наемные музыканты. Их предупреждают, что идут люди, и они начинают свою песню-плач. В шариате этого нет. Наоборот, Пайгамбар говорил: будьте подальше от 3 вещей – в их числе от слов во время плача. В горе из уст могут вылететь не самые лучшие обращения к Аллаху.

– Слышала, что в исламе по тем, кто совершил суицид, жаназа не читают. Их даже не хоронят на общем кладбище.

– Когда я работал имамом в районе, меня позвали прочитать Коран по усопшему односельчанину. Я отказался. Он убил своих родителей. Я объяснил собравшимся, что по таким жаназа не читают. И на кладбище не разрешил его хоронить. Его похоронили в степи, могила без памятника. Кому нужна память о таком человеке? Такие сразу попадают в ад. По самоубийцам тоже не должны читать жаназа, и на мусульманском кладбище их не хоронят. Почему это не соблюдается? Потому что, по словам ученых, люди накладывают на себя руки в помешательстве.

– Кто в районах занимается религиозным просвещением?

– У нас 12 мечетей в райцентрах. Там работают имамы, окончившие университеты Алматы, Турции и Египта. Они и просвещают народ. Есть мечети в аулах. Всего их 68. Их имамы постоянно проходят у нас обучение.

Из досье «Д»:

Бакытбек Тажимбет родился в 1983 году в Жанакорганском районе Кызылординской области. После школы обучался в медресе, Мармарском университете в Стамбуле и университете в Таразе. По специальности имам и теолог. 2007-2009 годы наиб имам «Нур-Гасыра», 2009-2011 годы – имам Шалкарской мечети. С 2011 года имам городской мечети Актобе.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 2

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • smersh

    smersh

    согласен,статья правильная. да вот только толку от нее никакого, как было так и будет

    0
    0
  • РинаРодионовна

    РинаРодионовна

    статья дествительно очень интересная и поучительная!

    0
    0