Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

12984 просмотра

Отец учил не врать, не красть и никого не унижать - хирург Арыстан Базарбай

«Бывают такие случаи, когда ты видишь, что ничем не можешь помочь пациенту, что пациент крайне тяжёлый, что ты бессилен в этой ситуации. Ты ему говоришь: всё будет хорошо, а сам в душе знаешь, что нет. И в такие моменты думаешь: зря я эту профессию выбрал».

На фото: Врач не должен гнаться за финансами, он должен полностью отдаваться профессии. || Фото из архива «Д»

«Бывают такие случаи, когда ты видишь, что ничем не можешь помочь пациенту, что пациент крайне тяжёлый, что ты бессилен в этой ситуации. Ты ему говоришь: всё будет хорошо, а сам в душе знаешь, что нет. И в такие моменты думаешь: зря я эту профессию выбрал».

Ни одна работа в мире не требует такого упорного труда, выносливости, ответственности, самоотверженности, выдержки и таланта, как работа хирурга. Это именно та профессия, которую нужно оправдать. О том, как проходят операции, каким должен быть настоящий хирург и о личном опыте рассказал врач, главный внештатный эндоскопист Актюбинской области Арыстан Ахметулаевич Базарбай.

Немного о себе

– Мне 41 год. Родом я из Кызылординской области, из семьи врачей. Мама – терапевт, отец, уже покойный, – хирург. Родители закончили Актюбинский мединститут. Я учился в Алматинском мед­университете. Младшая сестра открыла частную клинику. Брат работает в нефтяной организации. У меня жена и 3 детей.

«Д» Какие операции вы проводите?

– Я в БСМП занимаюсь экстренными операциями. В Актобе работаю с 2007 года. В 2011 обучался в Самарском мед­университете эндоскопии. С 2011 года мы внедрили в западном регионе эндоскопические вмешательства на желчных протоках – это извлечение конкрементов, стентирование протоков, разрешение механической желтухи малоинвазивным методом, без разрезов. Как при ФГДС, через рот, мы находим устье проходов желчных протоков, расширяем в этой области и извлекаем камни. До 2011 года такие операции не проводились в западном регионе. С 2011 года по сегодняшний день мы провели больше 600 операций. Мой учитель Юрий Исхакович Биктагиров, доцент кафедры эндоскопии Самарского мед­университета приезжал сюда, обучал меня. У эндоскопии большие перспективы, вся хирургия будет сводиться к малоинвазивным вмешательствам. В нашей клинике уже внедрили легирование пищевода. Убираем доброкачественные и на начальных этапах злокачественные образования. Сейчас я учу молодых врачей. Сам учился в Лондоне, Германии, в России стараюсь не пропускать важные научные конференции.

«Д» Правда, что в западном Казахстане только вы делаете такие операции?

– В городе да, однозначно, и в западном регионе до этого года никого не было. Раньше и в Атырау ездил, сейчас там есть специалист.

«Д» Почему вы стали хирургом? Это была мечта детства?

– Когда был школьником, я уже мечтал стать хирургом. Мне в детстве часто снилось, как я хожу в белом халате, блеск инструментов, как спасаю людей.

«Д» Были ли случаи, о которых вспоминаете со смехом?

– На первых курсах мы изучали скелеты в анатомическом кабинете. Жили в общаге, и когда готовились к сессиям, мы вечно таскали туда настоящие кости и черепа. И преподаватели потом ходили по всем комнатам и собирали кости.

«Д» Вы помните свою первую операцию?

– Интерном я впервые прооперировал 6-летнюю девочку с аппендицитом. Ее привезли одну, без родителей, со съемок фильма «Кочевники». Обычно, если известная личность, оперируют профессора. А тут доверили мне, интерну. Операция прошла успешно. Потом мать в журнале благодарности пишет: спасибо хирургу такому-то. А я тогда всего лишь студентом был! Но мы ей этого не сказали.

«Д» Самая запоминающаяся операция?

– Каждая операция остается в памяти. Несколько раз до и после прокручиваешь каждую деталь, мелочь. Я практически всех больных помню и знаю.

«Д» Сильно ли вы переживаете, когда пациенты плачут?

– Я стараюсь перед любой операцией подойти к больному, успокоить. За день до этого предупреждаю, рассказываю о возможных последствиях. Я всегда искренне поддерживаю и общаюсь с пациентами.


Знак зодиака?

А.Б.: – Близнец

Любимое блюдо?

А.Б.: – Бешбармак

Любимое животное?

А.Б.: – Собака

Любимый цвет?

А.Б.: – Белый

Любимый фильм?

А.Б.: – Ирония судьбы, или С лёгким паром

Девиз

А.Б.: – В любой ситуации оставаться человеком. Отец мне всегда говорил: есть несколько вещей, которых ты не должен никогда делать, – не ври, не кради, не унижай!


«Д» Приносит ли ваша профессия хороший доход?

– Доход врача – это не доход бизнесмена. Денег никогда не бывает много. И плюс все свое время мы здесь. И если это считать хорошим доходом, то я не знаю. Но врач не должен гнаться за финансами, он должен полностью отдаваться профессии. Не искать дополнительных заработков. Не ждать богатых клиентов. Но и должен зарабатывать столько, чтобы хватало на все его расходы. Не имея финансовых затруднений, он будет думать больше о работе. А если есть бытовые проблемы, он уже больше будет загружен теми мыслями.

«Д» Предлагали ли вам работу в более крупных городах? Почему вы остаетесь в государственной клинике?

– Мне и сейчас предлагают работу. И в Астане, и в Актау. С самого начала приезда в город я устроился сюда. Эта клиника мне многое дала. Я был здесь у самых истоков. Оставить и уйти я не смогу.

«Д» Ваша профессия требует больших нервных затрат. Некоторые спасаются пробежкой на свежем воздухе, прибегают к никотину, к крепким напиткам. А как вы спасаетесь от стресса?

– (Смеется) Крепкие напитки употребляю крайне редко. Из спорта предпочитаю бильярд. Хоть какая-то психологическая разгрузка. У меня не остается времени заниматься чем-то еще помимо работы. Работа занимает 90% моей жизни. Редко когда удается время уделить семье. Даже выходные провожу в больнице, осматривая пациентов после операций.

«Д» Были ли случаи, после которых вы пожалели, что выбрали эту профессию?

– Честно сказать, да. Бывают такие случаи, когда ты видишь, что ничем не можешь помочь пациенту. Ты видишь, что пациент крайне тяжелый. Что ты бессилен в этой ситуации. Единственное, что остается, – это поддержка. Ты ему говоришь, что все будет хорошо. А сам в душе знаешь, что нет. И в такие моменты думаешь: зря я эту профессию выбрал. Но когда ты видишь счастливых пациентов, которые были в тяжелом состоянии, а после операции, на следующий день улыбаются, ты уже думаешь совсем иначе.

«Д» Как избежать врачебных ошибок?

– Врачебные ошибки случаются вследствие недостатка опыта. Ошибки в нашей профессии непростительны. Самое главное, нужно преодолеть страх.

«Д» Как вы думаете, чего не хватает нашей медицине?

– В нашем городе в последние годы стали больше уделять внимания медицине. Покупают новое оборудование. Например, операция, которую я делаю, дорогостоящая для государства, однако выделяют средства на обеспечение этого, больной за нее не платит. Но не хватает специалистов из-за того, что многие уходят в частные, дорогие клиники, где можно много зарабатывать, не выполняя сложных операций, которые могут привести в том числе и к летальным исходам.

«Д» Какие особые качества нужны, чтобы стать хирургом?

– Самоотверженность, трудолюбие и просто человечность.

«Д» Какие советы вы даете начинающим врачам?

– Начинающим хирургам надо жить в больницах. Работать и хотеть учиться всему. Читать всегда литературу. Ведь тяжелобольные приходят именно в госклиники.

«Д» Как вы планируете отмечать Новый год? Что бы вы пожелали читателям «Диапазона»?

– 31 декабря я дежурю [улыбается], проведу весь праздник в стенах БСМП. И на бегу будем поздравлять друг друга. Всем я желаю, во-первых, крепкого здоровья. Во-вторых, семейного благополучия, удачи, чтобы год Cобаки был жизнерадостным, верным, и чтобы мечты сбывались.

Автор — Инна ГИЗАТУЛИНА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.