Ученые нашли новое объяснение вреда гигиены для иммунитета

Бельгийские ученые выяснили, почему выросшие в деревне дети меньше городских страдают от астмы и некоторых видов аллергии: бактерии, обитающие в воздухе на ферме, вызывают в тканях легких воспалительную реакцию, которая впоследствии защищает эти органы от астмы. Эксперименты послужили новым доказательством гипотезы о вреде гигиены (прежде всего, очищения воздуха и поверхностей в жилых помещениях) для иммунной системы человека. Результаты исследования представлены в журнале Science.

Давно известно, что проводившие раннее детство в деревне значительно реже страдают от аллергий и от астмы. Некоторые ученые считают причиной этой устойчивости изобилие эндотоксинов (элементов клеточной мембраны грамотрицательных микроорганизмов, попадающих в окружающую среду после их смерти) в деревенском воздухе.

Чтобы проверить факт защитного действия эндотоксинов (которые также называют липополисахаридами), бельгийские исследователи провели эксперимент на мышах. Две недели они вводили эти молекулы в носовую пазуху грызунов возрастом от шести месяцев до года. Затем мышей заставляли вдыхать воздух с высоким содержанием пылевых клещей. Обработанные эндотоксинами животные оказались неуязвимыми перед астмой, тогда как грызуны из контрольной группы продемонстрировали мощную аллергическую реакцию, а также заболели астмой.

При контакте с клещами «закаленные» эндотоксинами эпителиальные клетки легких вырабатывали значительно меньше противовоспалительных цитокинов и связанных с последними дендритных клеток — важного орудия иммунной системы. Также выяснилось, что ключевую роль здесь играет фермент A20. Мышей, лишенных способности вырабатывать этот фермент, эндотоксины не смогли защитить от астмы.