Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2709 просмотров

Борьба с терроризмом в РФ ущемляет права населения

В 2000-е годы в России были допущены многочисленные нарушения прав человека в рамках мероприятий, проводившихся под лозунгами борьбы с терроризмом и экстремизмом, подчеркивается в докладе Международной федерации по правам человека (FIDH) и комитета «Гражданское содействие» «Злоупотребления в ходе борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В 2000-е годы в России были допущены многочисленные нарушения прав человека в рамках мероприятий, проводившихся под лозунгами борьбы с терроризмом и экстремизмом, подчеркивается в докладе Международной федерации по правам человека (FIDH) и комитета «Гражданское содействие» «Злоупотребления в ходе борьбы с терроризмом и экстремизмом. Российское общество под контролем». 23 июля в Независимом пресс-центре доклад представили председатель комитета «Гражданское содействие», член правления общества «Мемориал», член Совета по правам человека при президенте РФ Светлана Ганнушкина, эксперт FIDH по России Анн Ле Уэру (Франция), директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, эксперт по работе с беженцами из Центральной Азии комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина. Доклад передан в администрацию президента РФ, Уполномоченному по правам человека в России, председателю Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Хотя борьба с терроризмом оправданна и необходима, она используется для ущемления прав и основных свобод населения, отмечают авторы доклада. Недопустимы злоупотребления конфиденциальностью, действительно необходимой в борьбе с терроризмом. Доклад описывает многочисленные грубейшие нарушения прав человека в ходе антитеррористических операций или под их предлогом.

В России создан «многослойный» юридический механизм, состоящий из:
- антитеррористического законодательства, подвергшегося существенной правке в 2006 году;
- законов против экстремизма, принятых в 2002 году и пересмотренных в 2007 году (они широко используются против политической оппозиции, СМИ и религиозных объединений);
- Уголовного кодекса, периодически изменяемого для адаптации к этим законам. Некоторые статьи УК часто используются в рамках борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Механизм используют против различных групп в разных регионах страны. Причиной многих нововведений стало, прежде всего, происходящее на Северном Кавказе. Объект масштабных преследований - с использованием всех трех элементов вышеупомянутого юридического механизма, - мусульманские организации. Законы направлены и на борьбу с радикальными политическими организациями - от скинхедов-неонацистов до антифашистов-анархистов.

Антитеррористическое законодательство 2006 года содержит пункты, угрожающие правам человека. Проведение контртеррористической операции (КТО), не ограниченной законом во времени и пространстве, позволяет отступать от принципов правового государства, исключает контроль со стороны парламента или международного сообщества. Чрезмерно расширено понятие «террористической деятельности» - это «пропаганда идей терроризма, распространение материалов, призывающих к террористической деятельности, ее оправдание или поддержка, любое пособничество, включая передачу информации, могущей содействовать террористам». «Антиэкстремистское» законодательство обычно используется против оппозиции, газет и неправительственных организаций, освещавших ситуацию на Северном Кавказе.

Под прикрытием борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ совершаются:
- многочисленные злоупотребления в отношении гражданского общества; преследование некоторых групп, особенно мусульман. Создан климат запугивания частных лиц, НПО, движений и ассоциаций;
- многочисленные нарушения юридических процедур, в том числе: угрозы и оскорбления в ходе задержания, попытки подбросить наркотики или оружие подозреваемым (в их квартиры, автомобили или сумки); получение под пытками показаний, подтверждающих версию обвинения; фальсификация фактов, вещественных доказательств и свидетельств; длительное - сверх предусмотренного законом времени - содержание арестованных в изоляторах временного содержания; злоупотребления и неправомерное вмешательство прокуратуры в ход суда. Судьи везде зависимы от исполнительной власти.

Преследуются не только мусульмане, но и представители других конфессий - кроме традиционного православия. Формально светское государство защищает его и предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

Репрессии усилились после взятия заложников в театре на Дубровке (2002 г.) и в школе в Беслане (2004 г.). Она отражает стремление властей РФ использовать борьбу с терроризмом во внутри- и внешнеполитических целях.

Россия как член Шанхайской организации сотрудничества, куда также входят Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Китай, отказывается предоставлять статус беженца гражданам стран ШОС, преследуемым на родине по политическим и религиозным мотивам. Россия экстрадирует в некоторые из них лиц, разыскиваемых их властями. Часто фактические экстрадиции осуществляются с грубым произволом - вплоть до пособничества российских правоохранительных органов и спецслужб в похищении и незаконном вывозе таких лиц через границу. Соглашения ШОС унифицируют подходы к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в странах-членах. Цели соглашений: «выработка общих подходов государств-членов ШОС к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «совершенствование правовых основ сотрудничества, развитие и гармонизация законодательств государств-членов ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Опыт Узбекистана в сфере религиозных или политических репрессий перенимается другими странами ШОС. Решение Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года о запрете организаций, признанных террористическими, было принято через месяц после ратификации Россией Шанхайской конвенции, состоявшейся 10 января 2003 года. Вероятно, эти события взаимосвязаны.

Соглашения ШОС противоречат международному праву, их цель - подвести квазизаконную базу под существующую систему произвола, когда искателей убежища выдают в страны, откуда они бежали, спасаясь от репрессий, подчеркивает Елена Рябинина.

Правозащитница также сообщила, что следствие по одному из дел о причастности к организации «Хизб ут-Тахрир», объявленной Верховным судом РФ террористической, представило некоторые подготовленные ею пресс-релизы, например, «ФСБ продолжает преследовать бывших узников Гуантанамо» и «В Узбекистане осужден на 8 лет Алишер Усманов, похищенный из Казани», как вещественные доказательства. В деле они названы прокламациями, которые «по содержанию соответствуют тому, что распространяют в своих прокламациях представители ХТ». Обвинение в таких делах в значительной степени строится на «признаниях», добытых с помощью угроз и пыток, подчеркивают правозащитники. Большинство сотрудников «силовых» структур прошли через службу на Северном Кавказе, где жестокий произвол стал нормой, и эта практика распростраяется по всей России. Следователь ФСБ в разговоре с адвокатом подсудимого заявил: понимаю, что они не террористы, но мне надо чем-то отчитываться, рассказала Елена Рябинина. Сейчас в Казани идет процесс о причастности к «Хизб ут-Тахрир», 12 обвиняемым грозит до 20 лет заключения. Репрессии приводят к радикализации мусульман, подчеркнула правозащитница.

Между тем, в Чечне «правоохранители» продолжают похищать людей. Как рассказала Светлана Ганнушкина, 19 июля в Грозном был похищен Ислам Козлоев. Сначала его привезли в Оперативно-розыскное бюро Управления МВД РФ по Южному федеральному округу (ОРБ-2), потом в изолятор временного содержания органов внутренних дел в Октябрьском районе, затем - в следственный изолятор. Все это время к нему не пускают адвоката.
 

prima-news.ru

Автор — bobby

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.