Эксперт: борьба с торговцами на базаре - это не уровень акима
Зачем аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев пинал снег, рассказал известный в Казахстане PR-специалист Ерлан Аскарбеков.
Зачем аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев пинал снег, рассказал известный в Казахстане PR-специалист Ерлан Аскарбеков в интервью "Саясат".
- В последнее время стало заметно, что акимы стали особо выделяться. Причем это, как правило, акимы так называемой старой закалки. Не редко они подвергаются критике за «склонность к популизму». С другой стороны, есть мнение, что акимы действуют, исходя из потребностей общества. По-вашему, где истина?
- К сожалению, не могу согласиться, что акимы действуют, исходя из потребностей общества. Дело в том, что областные, городские, районные акимы не избираются напрямую обществом. Скорее, они руководствуются потребностями самой власти,прежде всего, её устойчивости. Но соглашусь, что общество "разогревается", и его интерес к политике только растёт. И таким образом, акиматы сегодня стали активными ньюсмейкерами, за ними уже автоматически ходят СМИ.
Есть очень малое количество людей, кто позитивно относится к изменениям последних двух лет. Очень много тех, кто негативно их оценивает. В любом случае, люди стали чувствовать то, что ощущение казахстанской стабильности и уверенности падает. Об этом, кстати, заявляет социолог Гульмира Илеуова, которая недавно представила серьёзное исследование по социальному оптимизму в Казахстане. Конечно, нельзя утверждать, что падение оптимизма огромное, но надо заметить, что оно произошло всего за один год. А с долгим экономическим кризисом оно только усилится. Поэтому вся исполнительная власть, включая акимов, находится под большим вниманием общества и моральной нагрузкой.
Часто широкое цитирование связывают с социальными сетями, но я бы не стал абсолютизировать их. Американцы всегда называли это "разговорами у кулера", а у нас это – ОБС, "одна бабка сказала". По сути, соцсети визуализировали естественные низовые связи людей, и не более. И если тема не интересует сегодня массу, то никакие соцсети её не раскрутят. То есть, соцсети - это спидометр, но не двигатель.
- Чего не хватает нашим акимам в плане позиционирования?
- Речь не только об акимах, но и обо всей исполнительной власти. Они позиционируются неправильно. Категорически отсутствует понимание того, что они - нанятые нами, гражданами страны, чиновники, что они должны быть подотчётными, открытыми, дружественными к той же прессе или блогерам. Понимание этого отсутствует напрочь. Хотя, надо заметить, что небольшие попытки изобразить такую картинку всё-таки появились. Рано это называть прогрессом, но это только последние полгода и только в одном городе, где забрезжило некое уважение к народу. Однако рано об этом говорить как о главной тенденции. Потому что в остальных регионах работают по старинке – как КПСС.
- В новостях мелькают заголовки вроде "аким Сапарбаев пнул сугроб", "аким Абдибеков недоволен ценами на "топарские" огурцы". Проблема у пресс-служб или у СМИ?
- Проблема вообще в системе государственного управления, а также тотальная проблема госпиара. Но обо всем по порядку. В чем проблема госуправления? Аким Сапарбаев – молодец, он лично проверял улицы, щупал, что называется, землю. Но задача управленца в том, чтобы были определенные правила игры, по которым вся эта работа, в том числе и уборка снега/льда проводилась гарантировано качественно уже без участия акима. Чтобы не было пресловутого "ручного" управления. Как известно, в стране идет экономический кризис. Он тяжелый и долгий, о чем честно давно сказали на самом верху. Надо бороться не с последствиями кризиса, а с причинами. Если у людей будет стабильная работа, зарплата, то больно растущие цены население переживёт и привыкнет к этому. Но, когда нет накоплений, зато много грабительских кредитов, отсутствуют работа и перспективы, то, естественно, дорогие огурцы, гробы, лекарства, бензин и прочее начинают дико раздражатьвсех, в том числе, и акиматы. Нужно в такой ситуации бороться за привлечение инвестиций, за открытие рабочих мест. Следовательно, власть должна развернуться к тем, кто создаёт рабочие места – предпринимателям. Об этом должна болеть голова у акимов. Если рабочие места сокращаются, то сразу люди начинают испытывать проблемы с ежедневными расходами, и как следствие – народ становится чувствительным и быстро маргинализируется.
Уровень акима – это не борьба с торговцами на базаре. Это стимулирование крупного и малого бизнесов на создание тысяч и тысяч новых рабочих мест. Основная моя рекомендация пресс-службам и акимам сегодня и в следующие 5 лет – показывать и рассказывать, какие усилия предпринимаются по созданию рабочих мест в регионе. Этим будут очень довольны и президент, и налогоплательщики. Это самая золотая рекомендация, которую можно сегодня дать акимам и министрам.
Комментарии 4