Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2760 просмотров

Почему половина казахстанцев не довольна языковой политикой?

Почти 42 процента казахстанцев недовольны языковой политикой. Но причины для недовольства у каждого свои, зачастую не совпадающие.

Почти 42 процента казахстанцев недовольны языковой политикой. Но причины для недовольства у каждого свои, зачастую не совпадающие.

Таковы результаты социологического исследования, проводившегося Институтом политических решений (ИПР).

Выяснилось, что респонденты раскололись на три примерно равные по численности группы. Относительное большинство (33,9 процента) поддерживает политику трехязычия, чуть меньше (32,5 процента) делают упор на развитие и повсеместное внедрение казахского языка, и еще чуть меньше (29,3 процента) считают главным сохранение наряду с государственным роли русского языка в официальном и межнациональном общении.

Отсутствие доминирующей точки зрения в обществе сказалось на исполнении языковой государственной программы 2000–2010 годов. Насколько успешней ее окажется следующая программа, намеченная на 2010-2020 годы? Об этом рассуждали эксперты в дискуссионном клубе ИПР.

Мухтар Тайжан, президент фонда им. Болата Тайжана, сожалеет, что отсутствуют механизмы, стимулирующие русскоязычных граждан изучать государственный язык. Политику параллельного развития нескольких языков он считает \"лукавой\" и \"страусиной\". По его мнению, на самом деле языковое пространство одно, и расширение сферы применения одного языка неизбежно вызывает сужение распространенности другого.

Однако Тимур Козырев, ведущий научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований, считает, что в программе есть как сильные, так и слабые стороны, правда, преобладают последние.

Среди сильных – акцент на добровольном принятии программы обществом, ориентация главным образом на молодое поколение и поиск конкретных критериев, позволяющих судить об успехе внедрения государственного языка.

Как бывший филолог он заметил много общего между казахским и романо-германскими языками, и советует изучать их напрямую, без посреднической роли русского языка. Но в любом случае об изгнании русского языка речь не идет.

Телега впереди лошади – таковой показалась обсуждаемая языковая программа Мадине Нургалиевой, аналитику ИПР. Она обращает внимание на то, что в программе доминируют количественные показатели – быстро растет число казахскоязычных детских садов, школ, вузов, увеличивается процент документооборота на государственном языке и т.д.

Меж тем, по мнению экспертов ИПР, начинать надо с мотивации, поскольку именно она приводит в непосредственное движение скрипучие административые механизмы.

Так это произошло, например, с английским языком, который без всякого нажима сверху породил целую индустрию его изучения – учебные издания, языковые школы, конкурирующие между собой программы обучения. Нечто подобное должно произойти и с казахским языком.

По материалам: Экспресс-К

Автор — kate

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.