Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

6573 просмотра

НОВАЯ ЭРА

Конец восьмидесятых. На Донском ГОКе работают дробильно-обогатительные фабрики, продолжается стро­ительство шахт. На шахте«Молодежная» добыт миллион тонн руды. В 1995 году создана транснациональная компания «Казхром», объединившая крупные предприятия горно-металлургической отрасли – Аксуский и Актю­бинский заводы ферросплавов и Донской ГОК в составе Евразийской Группы.

Конец восьмидесятых. На Донском ГОКе работают дробильно-обогатительные фабрики, продолжается стро­ительство шахт. На шахте «Молодежная» добыт миллион тонн руды. В 1995 году создана транснациональная компания «Казхром», объединившая крупные предприятия горно-металлургической отрасли – Аксуский и Актю­бинский заводы ферросплавов и Донской ГОК в составе Евразийской Группы.

НОВЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ

К началу 12-ой пятилетки ДГОК подо­шел, имея большой технический, эко­номический и социальный потенциал. Открытые горные работы были сосредо­точены в четырех карьерах – «Южном», «Сорок лет КазССР», «Милионном» и «Мирном». В 1988 году начаты горные ра­боты по карьеру «Поисковый». Взрывные скважины бурят станками шарошечного бурения СБШ-250. На вскрышных работах и добыче руды используют экскаваторы ЭКГ 8-И. Породы в отвалы и руды на руд­ные склады вывозятся из карьеров авто­самосвалами «БелАЗ-548», М-120 и R-170. С рудных складов по железной дороге руда доставляется на дробильно-обога­тительные фабрики.

Донской ГОК ведет интенсивное стро­ительство шахт, успешно осваивается до­быча руды на шахте «Молодежная». В 1987 году на этой шахте добыт один миллион тонн руды. Шахта «Молодежная» разраба­тывает глубинную часть месторождения «40 лет КазССР», применяя горные комбай­ны и комплексы. В том же году введена в эксплуатацию первая очередь дробильно-обогатительной фабрики № 2.

Уникальность шахты «Молодежная», первой в СССР крупной шахты по до­быче хромовой руды, а также сложные горно-геологические условия разработ­ки, требовавшие особых технологий и современного технического оснащения, упрочивали еще более тесные связи ком­бината с ведущими НИИ в области под­земных горных работ.

Коллектив Донского ГОКа работал в новых условиях хозяйствования, а с 1 января 1988 года перешел на полный хоз­расчет и самофинансирование. Большую творческую инициативу проявляли раци­онализаторы. Их на комбинате было в то время порядка 360.

Развивалась социальная сфера. Сила­ми сотрудников в 1987 году был построен пионерский лагерь на 240 мест, введена в эксплуатацию медсанчасть с поликли­никой на 600 посещений в день и боль­ницей на 250 коек. Новые микрорайоны застраивались пятиэтажными домами, строительство городских объектов осу­ществлялось, в основном, на средства Донского ГОКа.

В 1988 году комбинат произвел 15,5 миллиона кубометров вскрыши – рекор­дный объем для предприятия. В 1986 году Донской ГОК занесен в Золотую Книгу По­чета Казахской Советской социалистичес­кой Республики.

В 1991 году Донской комбинат принят в члены Всемирной Ассоциации развития хромовой промышленности. В том же году по программе увеличения объемов товаров народного потребления введен в строй керамический завод, а по про­дуктовой программе – колбасный цех. Произведено три с половиной миллиона тонн товарной руды – больше всех в мире среди хромовых шахт. Комбинат награж­ден международным призом «Золотой глобус». В 1992 году ДГОК посещает пре­зидент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. В этот период предприятием руководит Владимир Фетисов, техничес­ким директором с января 1986 года рабо­тает Владимир Шашкин.

В 1993 году комбинат зарегистриро­ван в качестве акционерного общества. В 1995 году создана транснациональная компания «Казхром», объединившая крупные предприятия горно-металлур­гической отрасли – Аксуский и Актюбин­ский заводы ферросплавов и Донской ГОК, ставшая флагманом тяжелой индус­трии республики в составе Евразийской Группы. Уже в первые четыре месяца 1995 года среднемесячное производство товарной хромовой руды составляло 157 тысяч тонн, а с мая по декабрь – уже бо­лее двухсот тысяч. С этого периода начи­нается новый этап истории предприятия – вводятся новые мощности, появляются новые герои, новые достижения.

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

В числе тех, кто внес большой вклад в развитие горно-обогатительного комплек­са, перевооружение и модернизацию про­изводственных объектов, на ДГОКе называ­ют Владимира Шашкина – технического директора предприятия. С его непосредс­твенным участием в 1987 году коллектив достиг добычи руды в объеме 4 миллиона 204 тысячи тонн, который до 2005 года яв­лялся максимальным за всю деятельность предприятия. Как рационализатор Шашкин получил десять авторских свидетельств на свои изобретения, опубликовал множество научных статей и монографий по пробле­матике горного дела.

С молодых лет трудился на комби­нате «Заслуженный работник АО «ТНК «Казхром» Вячеслав Михайлович Выходцев. Пройдя здесь же дипломную практику, он отработал на ДГОКе почти сорок шесть лет. Работал в карьерах «Объ­единенный», «Миллионный», стал первым начальником технического отдела и про­работал в этой должности более тридцати лет. Каждую пятилетку, начиная с соро­калетия комбината, в «Горном журнале» появлялась подборка статей Вячеслава Выходцева про Донское рудоуправле­ние. В его рассказах – десятки интересных производственных случаев, десятки имен его коллег. А сколько описано интересных рацпредложений, как, к примеру, на ка­рьере «Объединенный» по укреплению борта, сколько неординарных решений. Например, при порыве ЛЭП с Кемпирсая в одну из зим в начале семидесятых налетел сильнейший буран…

– Электроэнергии не стало, – вспомина­ет Вячеслав Выходцев. – На руднике мы как раз прошли капитальную выработку, только начали горизонт, загнали туда эк­скаватор, поставили насосную, вскрыли рудное тело, небольшое пространство. То есть, приток воды туда был, а деваться ей некуда. Что делать? Придумали такое решение: отгородили вышележащий горизонт насыпью, приехала пожарная машина и ее водитель, Харлампий Рябов, фронтовик, день и ночь качал воду, а Иван Крамарь, еще один водитель, подвозил топливо, чтобы работа не останавлива­лась. Двое суток боролись с водой.

Вячеслав Михайлович тогда координи­ровал работу, следил, чтобы она не пре­рывалась, чтобы людям было что поесть... А Алексей Николаевич Терещенко поехал на бульдозере на трассу, нашел упавший столб, поставил его в снег. Специалисты натянули линию и дали временную энер­гию. А когда утих буран, сумели поставить постоянную опору, и экскаватор зарабо­тал, появилась возможность давать руду. Вот на таком человеческом энтузиазме порой держалось выполнение плана.

На попутном сеновозе в 1955 году после окончания института Кеулимжай Башеев, будущий заместитель директора комбината по коммерческим, а затем по экономическим вопросам, добирался до администрации предприятия. И то только до известкового завода, потом шел пеш­ком. Ничего удивительного – автобусы тогда ходили один раз в сутки. Первым местом его работы стал рудник «Объеди­ненный». Долго там проработать не при­шлось – перевели начальником отдела технического контроля, потом замести­телем директора по коммерческим воп­росам. В восьмидесятые годы и до ухода на пенсию Кеулимжай Башеев работал заместителем директора по экономичес­ким вопросам. Он, как и другие заслужен­ные работники, важное связующее звено между прошлым и будущим ДГОКа, один из тех, у кого молодежь учится профес­сиональным и этическим навыкам. В 1986 году Кеулимжай Башеев награжден орде­ном Дружбы народов.

Сорок пять лет своей жизни отдал люби­мому делу Геннадий Александрович Ел­пашев. Более тридцати из них он работал главным геологом Донского комбината.

Расцвет геологических исследований, разведки и открытий в изучении Кемпир­сайского хромитоносного массива прихо­дится на 70-80 годы, когда были открыты самые крупные месторождения: Алмаз-Жемчужина, Миллионное, № 21 – место­рождения с самым высоким приростом разведанных запасов. В их изучении ши­роко применялись геофизические мето­ды. В то время комбинат вел обширные научно-исследовательские и лаборатор­ные исследования пород массива и хро­мовых руд с привлечением множества научных организаций страны.

Бывало, что только по геологической тематике работы выполняли до 19 науч­ных организаций, которые курировал главный геолог. Министерство геологии СССР проводило на базе ДГОКа два об­щесоюзных совещания по ультрабазитам и хромовым рудам массива, куда приез­жали представители геологических орга­низаций и руководители промышленных предприятий.

Геннадию Александровичу Елпашеву до­водилось встречаться со многими отечес­твенными и зарубежными учеными-хро­митчиками: из Китая, США, Албании и даже с Мадагаскара. Так, профессор Шикарчи (США) из правительственного департамен­та не верил в уникальность Кемпирсайских хромитовых месторождений. Говорил, что в его базе данных собрано все о хромитах мира и подобного быть не может. Пришлось убеждать профессора визуально – на керне разведочных скважин.

На фото Буровая бригада рудника «Донской».А.И. Гуренко, А.А. Цильке, В.В. Карпенко, М.В. Липчак, С.Х. Абдулов, Р.Ф. Ибрагимов.

КТО НАС ВЫВОДИТ В МАСТЕРА

Более полувека отработал на Донском горно-обогатительном комбинате Борис Михайлович Глуздов. И все это время – машинистом экскаватора.

Экскаватор № 27 под управлением Бо­риса Глуздова много лет отработал без по­ломок. А о своем знакомстве с машиной он вспоминает так: «Полез на ступеньки, возле кабины стал, глянул вниз – боже мой! Высота от головных блоков – две­надцать метров! Кабина – метров десять. Выше, чем два этажа получается». Маши­нист Глуздов открывал и карьер «Мир­ный». В те годы широко практиковали семейные экипажи, и два сына Глуздова, повзрослев, успели поработать с отцом и испытать эту профессию, что называется, на себе.

Машинист бурового станка, почет­ный работник «АО «ТНК «Казхром», Риза Фаритович Ибрагимов около 40 лет трудится на руднике «Донской». Так же, как и Риза Фаритович, его братья Ризван и Ильдус большую часть трудового пути отработали на руднике, а сестра Альфия – машинистом конвейера на дробильно-обогатительной фабрике № 1 Донского комбината.

Славную трудовую династию продол­жают и дети машиниста бурового станка Ризы Фаритовича Ибрагимова – сыновья Сергей и Рамиль, дочь Елена. Все они ра­ботают на Донском ГОКе.

– Хороший специалист, настоящий профессионал своего дела, – так отзыва­ются коллеги об электрослесаре Влади­мире Самойленко. Всю свою жизнь он связал с Донским горно-обогатительным комбинатом. Еще до армии начал рабо­тать на руднике «20 лет КазССР». Впос­ледствии работал на руднике «Донской», в цехе, который до сих пор крепок своими традициями.

– Я всю жизнь буду благодарен своим наставникам, которые не только обучи­ли меня премудростям профессии, но и сформировали характер, – подчеркивает Владимир Иванович. – Это электрослеса­ри Виктор Плохов и Виктор Ворожейко. Благодаря им, я стал мастером своего дела и тоже обучил не один десяток моло­дых специалистов.

Таким же мастером своего дела остает­ся и взрывник Темирхан Жугунисов, ко­торый всю жизнь был этому делу верен. Как и все во времена его молодости, спе­шил окончить учебу и приступить к рабо­те. Уже в 1957 году, после службы в армии, молодой рабочий устроился в взрывцех Донского хромитового рудоуправления. Начинал доставщиком, но далее работал только взрывником.

На фото 3: Лучшая бригада обогатителей по выпуску низкокремнистого концентрата.

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

В период становления и развития подземной добычи в шахтерский горо­док Хромтау съезжались специалисты со всего Советского Союза. В конце 80-х – начале 90-х проходческие коллективы стали активно пополнять местные кадры – люди приезжали в Хромтау из близле­жащих поселков и даже из Актобе.

Один из таких приезжих, оставшихся на всю жизнь, проходчик Тагыберген Умаров. Родом он из совхоза Богетсай, когда переехал в Хромтау, устроился на работу в шахтопроходческое управление № 6 горнорабочим. Освоившись, пере­велся проходчиком.

– Я до сих пор помню свой первый рабо­чий день, помню, как переживал и волно­вался. Теперь же не представляю, чем бы я занимался, если бы не пришел сюда рабо­тать. Я благодарен судьбе, родному пред­приятию и хорошим людям, которые тру­дятся рядом. Здесь мы одна семья. Все мои дети пошли по моим стопам. Сейчас я вижу, что наше дело продолжают и мои ученики – Санат Кенесарин, Ержан Губайдуллин, Жа­нибек Жартенов – всех и не перечислить, – говорит Тагыберген Умаров.

Николай Алексеевич Шиленко, ве­теран труда, со стажем на предприятии сорок три года,

принимал активное участие в освое­нии приобретенных в 1982 году первых семи автосамосвалов R-170 грузоподъем­ностью 154 тонны, в подготовке водитель­ских кадров для этих автомашин. Приме­нение на карьерах сначала 109-ти, а потом 154-тонных машин позволило увеличить объемы вскрыши с 7,5 млн. кубометров в 1976 году до рекордных для комбината 15,5 млн. кубометров в 1988-ом. Бригада водителей автосамосвалов под руководс­твом бригадира П. Чекана была признана победителем соцсоревнования бригад горнорудной промышленности Минчер­мета СССР по итогам 1984 года.

Егор Кнор – первый директор агро­фирмы Донского ГОКа. Начинал трудовую биографию в 1969 году водителем в авто­транспортном цехе № 2. Награжден меда­лью за «Трудовое отличие» в 1976 году. С 1990-го по 1991 годы работал инженером по снабжению в этом же цехе.

В 1991 году был сдан в эксплуатацию колбасный цех Донского ГОКа – первый в СНГ модуль нового типа, технология и оборудование которого были пре­доставлены американской компанией. Уникальность цеха заключалась в том, что в процессе изготовления не исполь­зовались консерванты и стабилизаторы – только натуральные продукты. Его руководителем назначили Егора Кнора. Событие и для комбината, и для стра­ны, переживающей период дефицита продуктов питания, было столь неорди­нарным, что на презентацию приезжал Президент Казахстана Нурсултан Аби­шевич Назарбаев.

Два десятилетия цех выпускал свою про­дукцию. Это были и колбасные изделия, коп­чености. Какое-то время в Актобе работал магазин, куда дважды в неделю доставляли эти деликатесы, пользующиеся у горожан повышенным спросом. На то время это был первый такой модуль на территории СНГ, впоследствии подобные цеха построили в Таразе и Астане. Позже такой же смонтиро­вали в Оренбургской области.

Одно время работали, что называ­ется, с колес – привозили мясо и тут же пускали его в производство. Поз­же, когда мясо начали возить фурами, появились минусовые холодильные установки. Был период, когда агрофир­ма оказывала дополнительные услуги населению по солению и копчению мясной продукции за наличный расчет. Однако настал момент, когда работа цеха стала нерентабельной. В 2012 году агрофирма была закрыта.

– Конечно, это хорошо, что целых двадцать лет у нас был свой цех по про­изводству продуктов питания. Но каждый профессионал должен заниматься своим делом, пищевое производство – пищеви­кам, а горнодобывающее и горно-перера­батывающее предприятие должно все же, в первую очередь, концентрироваться на добыче и переработке руды, – считает брат Егора Кнора Сильвестр Кнор.

В 1984, 1985 и 1987 годах за разработку и внедрение техно­логий производства хромового концентрата с низким содержа­нием кремнезема, внедрение технологий обогащения хромо­вых руд с применением магнит­ной сепарации с высокой ин­тенсивностью магнитного поля, участие в разработке устройства для автоматического определе­ния содержания полезного ком­понента на конвейерной ленте, разработку комплекта радио­изотопных приборов контроля качества руд черных металлов ряд работников комбината на­градили медалями ВДНХ СССР.

Пресс-служба Донского ГОКа

Фото из архива пресс-службы


Комментарии 6

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Tony Montana

    Tony Montana

    Все, что дала земля за эти 30 лет благополучно хранится в англо-американских сейфах. Страна полностью распродана. Десятки миллиардов лежат, при этом под видом инвестиций оформляются кредиты. И ведь не аким лично, именем государства! Отдавать эти деньги придётся вам и вашим детям, господа патриоты. Но брать будут не деньгами.

    0
    0
  • Edvard Men

    Edvard Men

    Плохо, когда все ветви власти прислуживают одному человеку...

    0
    0
  • 1870

    1870

    Вот оно трудовое прошлое,в которое без устали бросают камни недоросли всех мастей. Разворованное, прихватизированное и кормящее. Теперь наслаждаемся безработицей, которой и в помине не было тогда...

    0
    0
  • Edvard Men

    Edvard Men

    А кто понабирал кредитов для Казахстана? Куда или кому они ушли? Кто распродал все месторождения, которые мы открыли? Мне лично по барабану, на днях стукнул инсульт. Но платить будут все...

    0
    0
  • taxsist2

    taxsist2

    Буквально на днях ютуб в трендах, посмотрел ролик, видео, называется Грабеж Казахстана. История миллардеров. на Западе такие видео вызвали бы скорее всего наверное шквал запросов депутатов,сенаторов и интерес соответствующих органов, затем длительные прес релизы,у нас пофиг... ни ответа ни привета.. молчание знак согласия или как?

    0
    0
  • taxsist2

    taxsist2

    в конце концов кому досталось это достояние страны? кто владеет заводом? https://rus.azattyq.org/a/khromtau_court_workers_/24252412.html

    0
    0