Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

18093 просмотра

Досым Сатпаев, политолог: Регистрация поможет не борьбе с терроризмом, а коррупционерам

Известный политолог поделился с «Диапазоном» мнением о временной регистрации, которую ввели для контроля внутренней миграции и борьбы с терроризмом. Эксперт считает законопроект провальным.

Известный политолог поделился с «Диапазоном» мнением о временной регистрации, которую ввели для контроля внутренней миграции и борьбы с терроризмом. Эксперт считает законопроект провальным.

– Когда обсуждали этот законопроект, статья о регистрации вызвала критику экспертов, – рассказывает Сатпаев. – Поэтому удивительно, что законопроект приняли. Казалось бы, неудачный опыт прошлых лет должен чему-то научить. В прошлом году были земельные митинги как реакция на Земельный кодекс, в 2013 году возмущения народа пенсионной реформой. Когда обсуждали законопроект, я говорил, что нужно учесть возможные негативные последствия, нужно помнить ситуацию вокруг Земельного кодекса. Но, как видим, наше правительство уроки прошлого ничему не учат.

– Премьер-министр признал, что наступили на те же грабли.

– Премьер перевел стрелки на МВД, но мне кажется, это вина всего гос­аппарата и депутатов, которые приняли законопроект, но детально его не разобрали.

– Какие пункты вызвали вашу критику?

– Меня лично возмутило, что сама статья о регистрации оказалась в законопроекте, главная цель которого борьба с экстремизмом и терроризмом. Не вижу связи между регистрацией жителей и борьбой с терроризмом. Помните, проводили перерегистрацию религиозных организаций, чтобы вести контроль? Тогда перерегистрировались законопослушные объединения, а псевдорелигиозные течения регистрироваться не пошли. То же самое и в этой ситуации. Люди, которые замышляют что-то нехорошее, регистрироваться не будут. Поэтому статья о регистрации в этом законопроекте не нужна. Ее можно внести в закон о всеобщей декларации, легализации капитала. Я сторонник того, чтобы люди, сдающие квартиры, были честными налогоплательщиками. Статья о регистрации как раз способствовала бы снижению теневого рынка. Но ее подали как элемент борьбы с терроризмом. Этот элемент работать не будет.

– Заявляли, что на решение повлияло то, что перед терактом 5 июня в Актобе террористы находились в съемной квартире.

– Это наивно. А представьте, что владелец квартиры сам террорист, и у него собираются подельники. Он пойдет их регистрировать, что ли? Во-вторых, владелец жилья может и не знать, какие люди живут у него. Допустим, он зарегистрирует одного квартиранта, а к нему будут приходить несколько человек. Кто они, что они будут делать, владелец знать не будет. И в-третьих, по закону нужно провести регистрацию в течение 30 дней, но есть ведь посуточные квартиры. При определенных навыках бомбу можно собрать быстрее.

– Какой метод нужно было выбрать?

– Нужно бороться не с теми, кто из аулов в большие города приезжают работать и арендуют жилье. Ведь люди выезжают из регионов в крупные города, чтобы выжить, в поисках работы. Нужно, чтобы казахстанцы могли жить и работать там, где родились. Иначе скоро весь Казахстан будет жить только в 3-4 городах. Для этого нужно создавать инфраструктуру в малых городах, развивать регионы, вкладывать деньги, требовать от акимов, чтобы они рассматривали регионы не как кормушку, а как плацдарм для развития инфраструктуры во всех сферах жизни, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. Это требует больше кропотливой работы, больше мозгов, у нас так работать не хотят. У нас хотят по более легкому пути: ужесточить, запретить, закрутить гайки. Конечно, есть давно принятые программы развития, но они проваливаются, а отчитываться перед президентом надо. Для отчета перед президентом и приняли этот законопроект о борьбе с терроризмом. Но приняли, наступив на те же грабли.

– После земельных митингов создали новое министерство информации и сейчас создают комитет миграции...

– Создали министерство информации, чтобы у принимаемых законопроектов было информационное сопровождение. Но, как видим, ничего не изменилось. А комитет миграции создали для учета внутренней миграции. Это советский подход, когда для решения проблемы создают новую структуру бюрократическую. Через время ее реорганизовывают или сливают с другой структурой. Какие органы будут регулярно контролировать жильцов? КСК, старший по дому или участковый? Чем больше контролеров, тем больше коррупции. В итоге получится, что участковый где-то договорился, а где-то набрал побольше нарушителей для отчета. А когда отчетность станет хорошей, можно снова договариваться с жильцами.

– Чиновники сообщили, что введут электронную регистрацию, чтобы не было физического контакта.

– Электронную регистрацию могут ввести для галочки, ведь возникает простой вопрос: а как электронную регистрацию проверят на практике? Человек может зарегистрировать двух жильцов, а живут там десять. И чтобы узнать, все равно нужно пойти в эту квартиру. А хождение по квартирам опять повысит риск коррупции.

– В связи с волной возмущения могут ли отменить временную регистрацию?

– Я сомневаюсь, что регистрацию отменят. При обсуждении к мнению общественников не прислушались ни силовики, ни депутаты. Нарушили призыв президента, что при принятии законопроекта нужно прислушиваться к мнению общественности, чтобы не возникло недопонимания со стороны населения. Депутатов и чиновников не интересуют рейтинги или то, как они выглядят в глазах общественности. Им главное, чтобы президент не разозлился. Власть работает точечно. На официальном уровне власть имитирует, что готова к диалогу. Некоторые министры играют роль чутких и коммуникабельных представителей власти, которые появляются в соцсетях. Но это имитация диалога, власть умеет делать вид, что слушает, но не слушает.

– Почему власть не боится народа?

– Тут много причин. Власть себя убедила, что в стране не все так плохо, как кажется людям. Поэтому чиновники живут в своем измерении и предлагают нелогичные решения. Например, ситуация с переименованием Астаны, как будто в стране других проблем нет. У них свои взгляды на то, что важно для страны. Во-вторых, народ сам уже запуган. Да, сейчас не очень хорошо, но терпимо. И в-третьих, власть давно очистила политическое поле, и сейчас не осталось ни одной оппозиционной партии, влиятельных деятелей.

– Но в социальных сетях люди пока еще возмущаются довольно смело.

– Знаешь, в чем проблема соцсетей? Как говорили американцы, это проблема детей, бегающих за мячом. Сегодня в Фейсбуке обсуждают регистрацию, завтра появится новый законопроект, и все кинутся обсуждать его, забыв, что было ранее. Проблема короткой памяти присуща социальным сетям. Поэтому власть считает, пусть народ в соцсетях выпустит пар. Пусть в котле кипит вода, ведь знают, что этот кипяток их не ошпарит.

Автор — Багдат АСЫЛБЕК

Комментарии 2

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Legolas

    Legolas

    Молодец Досым!!! В точку!!! У меня то же мнение на эти темы... Такого бы человека в Правительство или советником Президента!

    0
    0
  • Aoifes

    Aoifes

    В мировой практике это не новшество, такие законы существуют в Европе десятилетия. У нас все дело в том, что власти сами не определились с тем, для чего необходима регистрация. В рамках борьбы с терроризмом она вряд ли эффективна. При желании регистрацию можно легко обойти.

    0
    0