Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

11330 просмотров

«Хозяева» нефти живут без воды

Кенкияк – край большой нефти – страдает без питьевой воды. Дети в садик ходят с покупной водой, хирурги в больнице пользуются рукомойниками,

Кенкияк – край большой нефти – страдает без питьевой воды. Дети в садик ходят с покупной водой, хирурги в больнице пользуются рукомойниками, а жильцы многоэтажек возводят во дворах туалеты. Сейчас акимат требует их убрать. В районе начался марафон «Расцвет села», а туалеты портят вид Кенкияка. Не лучше положение и в соседних Шубарши и Сарколе. Там из колонок идёт солёная вода да ещё и с нефтью.

Двухэтажки на фекалиях

В поселок нефтяников мы добирались больше 4 часов. Сначала по асфальту, потом по такой разбитой дороге, что машину не просто трясло, а кидало из стороны в сторону. И так 76 километров. Но это не единственная беда затерянного в песках поселка, рядом с которым добывают большую нефть. Много лет люди здесь мучаются без питьевой воды. В 2004 году Кенкияк постигла эпидемия кишечной инфекции и сальмонеллеза. Трухлявые сети не выдержали, канализационные стоки пошли в водопровод. Более 300 человек попали в больницу. В том же году «СНПС – Актобемунагаз» дважды выделяло по 500 тысяч долларов на ремонт водопровода поселка по меморандуму с областным акиматом. В 2005 году нефтяная компания собиралась дать еще 1 миллион долларов. «Д» писал об этом в номере от 31 марта 2005 года.  Только с тех пор в Кенкияке ничего не изменилось. Как рассказали нам в райбольнице, где хирурги перед операцией моют руки «из бакраша» [ковшика в пер. с каз.], в их дворе за это время только появился еще один туалет. 

В домах кенкиякцев вода в лучшем случае жидкой струйкой появляется  только зимой. Летом – очереди к водовозам. Иногда там доходит до драки. Этим летом цена за машину воды у шабашников дошла до 5 тысяч тенге.  

Вместе с фотокором мы обошли частные дома и двухэтажки. Что отличает последние – жуткий запах мочи в подъезде. Объясняется это просто: канализация не работает, и все нечистоты стекают прямо в подвал. Именно оттуда некоторые набирают воду, когда она там появляется, но пить эту желтоватую жидкость невозможно… Ее используют для хозяй­ственных нужд, кто-то в ней купает детей. 

– Воды у нас нет с 22 февраля, я это в календаре отметила, – говорит пенсионерка из дома №17 Татьяна Полярус. – У меня на руках лежачий инвалид, в квартире – вонь. Зимой перемерзли трубы, мы сдали деньги, отогревали систему. Вода вроде появилась, но уже четвертый месяц ее нет. Вода бывает только в некоторых домах на Сазде и в Байауле рядом с резервуаром. Сын возит воду оттуда на мотоцикле бочкой. И с нас еще требуют деньги за воду!

– Зимой мы снег топили, – говорит Валентина Петришина. – От стоков в подвале скоро полы провалятся. Воду возят кто откуда. Ею сначала посуду моем, потом собираем, смываем унитаз. Многие во дворах вырыли туалеты. Сейчас сказали: «Убирайте их, начался марафон «Расцвет села». И мы хотим, чтобы все красиво было, но дайте нам воду. Мы слышали, что на ремонт коммуникаций дали большие деньги. Где они? Я сама бывший строитель, депутат райсовета. Такого в поселке никогда не было. Неужели ничего нельзя сделать?

У жителей улицы Байганина воды нет с весны.

– В каждом доме бочки от химикатов, в них таскаем воду из тех немногих домов, где она иногда появляется, – рассказывает Самат Бисенов. – Колонки с улиц вообще исчезли. Вода подведена во дворы, мы даже счетчики поставили, но показания на них почти не меняются. Бочки от химикатов покупаем у нефтяников по 2-4 тысячи тенге, можно ли пользоваться ими, не знаем, но у нас выхода нет.

– В системе не хватает напора, – считает пенсионерка Агилаш Идрисова. – По всему селу порывы, вода растекается просто так. Везет, если начальству воду привезут, иногда и нам достается. Я сама бывший нефтяник. Разве о такой жизни мы мечтали?

Ворованное счастье

По поселку и вправду там и тут бьют «родники». Один из порывов прямо возле сельского акимата. Деньги за такие реки коммунальщики выбивают у сельчан, которые о воде только мечтают.

Жильцы двухэтажного дома №29 воду просят в доме №19, где хоть иногда она появляется. Обычно это бывает по праздникам. Беременная женщина Катя из дома №17 призналась, что воду берет из подвала. Изредка, но она там бывает.  «Окно» подвала, откуда идет шланг, плотно забито тряпьем. Уберешь – разносится вонища.

– Вот ванну с утра набрала, – говорит женщина. – Вода грязная, но отстоится – детей искупаю. За шланги в подвале штрафуют. Но что делать?

Садик седьмой год без воды

В единственном садике Кенкияка воды нет со времен эпидемии 2004 года. Воду сюда привозят каждый день из Кокжиде, няни и повара таскают ее ведрами по этажам. Такой водой пользуются в туалете, в прачечной, моют детям руки и посуду на кухне.

– Иногда остаемся ждать воду после работы. Таскать ее очень тяжело. Чтобы полить каждому ребенку на руки, нужно время,  и мы сокращаем прогулку, – говорит заведующая «Акботы» Зоя Уальденова. – Воду нам отрезали еще в 2004-м. Для питья воду закупаем в бутылях на родительские взносы. Бутыль у нас стоит 190-200 тенге. С ним воспитатели идут на прогулки. Мы обращались и в акимат, и к коммунальщикам – бесполезно. Дома, если идет вода, то сначала красная, потом серая, желтая…  

– На улицах Алтынсарина, Кенкиякской, где мы живем, и такой воды нет, – жаловались воспитатели. – Воды нет в двухэтажках 15, 16, 2, 27, 28, 30, 31…

Нефть гоняют, воду – нет

Появится ли живительная влага в Кенкияке хоть когда-нибудь, мы решили спросить у начальника КП «Кенкияк СК» Арона Есенгулова. Кстати, коммунальщики занимают одну из квартир в двухэтажке №3. И тут у самого входа в нос бьет резкий запах аммиака.

– На воду жалобы каждый день. Но что я могу сделать? У меня один неработающий экскаватор, – говорит главный коммунальщик поселка. – Я подал заявление, ухожу, но кого сюда ни сажай – проблема не решится. Коммуникации, как  раньше, надо отдать «Кенкиякнефти». На кенкиякском водозаборе нужен более мощный насос. Число домов растет, линии наращиваются, воды не хватает. Я сюда пришел в прошлом году. По поселку не держит ни одна задвижка, линия старая, масса порывов. На центральной линии вода есть, но нет давления. Трубы лежат в земле неглубоко, зимой замерзают. Реконструкцию провели неправильно. Кто должен был это проверять? Заказчик – райакимат. Сейчас надо запустить кумсайский водозабор, поменять насос на кенкиякском и тогда хоть на 70 процентов вопрос с водой решится.

– Я живу на улице Курмангазы, с 1 мая нет воды, – говорит Дат Ельтузеров. – Такого не было последние 17 лет. Раньше хоть на 1-2 часа подавали воду. Зато нефть на Кумколь гоняют. Почему воду так не гоняют?

С привкусом чёрного золота

В Шубарши тоже нет воды. На улицах еще в прошлом году поставили колонки, но они стоят сухие. В колонках во дворах вода есть, но соленая, да еще и с нефтью.  

Слупан Имашева ведет нас во двор. Внучки качают колонку – на поверхности воды в ведре появляются масляные разводы. Такая же беда в Сарколе. С января тут заработал детский сад, но воду для него работники таскают ведрами из частных дворов. Питьевую воду покупают родители. Жители рассказывают, что пресная вода только в трех колодцах на возвышенности, оттуда весь народ и носит воду. В Кумсае вообще нормальная вода в единственном колодце.

«Д» поинтересовался в райакимате, куда потратили миллионы, полученные по меморандуму на водопровод и канализацию, и когда в Кенкияке и соседних селах будет вода.

– Как воды нет? Наверное, авария произошла, – сказали нам. Потом, сославшись на срочное совещание, пообещали перезвонить, но ответа мы так и не дождались. 

И так сойдёт

Нурлыбек Калмагамбетов,

аким Саркольского сельского округа:

– Я не знаю, зачем жаловаться на воду. Колонки у нас установили в 2008-м. Да, там воды нет, но этот водопровод и не нужен был здесь. В каждом втором дворе своя колонка. Уличные колонки запретила запускать СЭС. Насосная станция не соответствует нормам.

Процедурная с умывальником

Болатхан Куанышбеков,

главврач Кенкиякской больницы:

– Воду в больницу зимой дают по часам, летом ее нет. Два раза в день к нам приезжает водовоз. Для хознужд воду набираем в 12-тонную емкость во дворе, для питья держим запас в больнице. В кабинетах врача, процедурной стоят умывальники. Мы закупили их в прошлом году. 20 штук по 12 тысяч тенге. Туалет только для тяжелобольных, остальные ходят на улицу. Болеют ли от некачественной воды люди? Да нет, люди у нас уже закаленные.

Вода в Кенкияке… есть

Роза Сатанова,

аким Шубаршинского сельского округа:

– Вода у нас есть. Надо только заменить 7 километров 240 метров труб. На это выделили 48 миллионов тенге, работами занимается ТОО «КазПромСтрой­Групп». Проблемы будут, пока не отремонтируют всю систему. Появится вода – не будет необходимости в уличных туалетах. Они портят архитектурный вид Кенкияка, но пока их убирать не будем. В Шубарши и Сарколе вода появится, как только даст разрешение СЭС. В больнице она уже есть, там что-то было с задвижкой. [Мы позвонили в больницу, и нам сообщили, что воды там как не было, так и нет. – Прим. А.А.]

В 2009 году НГДУ «Кенкиякнефть» добыло 2 млн 140 тыс. тонн нефти. В этом году за первый квартал в Кенкияке добыли 527120 тонн нефти. План перевыполнен.

Актобе – Кенкияк – Сарколь –Кумсай – Актобе

Альмира Алишбаева

Автор — nata

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • shaman

    shaman

    Цитата: Aika не будет ни воды, ни дорогни жизни нормальной?

    0
    0