Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

14081 просмотр

Дом для бюджетников рушится

Такого ещё не было. Впервые в Актобе начал разваливаться новый жилой дом, сданный по госпрограмме.

Такого ещё не было. Впервые в Актобе начал разваливаться новый жилой дом, сданный по госпрограмме. Стены отходят с каждым днём всё больше, жильцы шестидесяти квартир в ужасе ждут падения десятиэтажки.

 Моя сестра 9 декабря готовила на кухне еду, – рассказывает хозяйка квартиры №56 дома по адресу: 12 микрорайон, 16-Ж Кумысай Амантаева. – Она заметила, что из трещины на стенах и потолке стала сыпаться шпаклевка. Такая же история в соседнем зале и с другой стороны моей квартиры. От давления сползающих стен треснуло окно. Дом распадается, как книжка. Трещины слились в одну линию, и когда я протыкаю их спицей, конец спицы видит сосед в своей квартире. Трехкомнатную квартиру я купила по госпрограмме. 365 тысяч тенге отдала как первоначальный взнос, остальную сумму взяла в кредит на 20 лет. 

На следующий же день после ЧП со стеной Кумысай Амантаева отправилась в банк, там ей посоветовали обратиться в горакимат. Началось хождение по инстанциям: горакимат – отдел по ЧС – проектный институт – отдел строительства – архитектура. Пока Кумысай Амантаева писала заявление акиму города, ситуация осложнилась.

– 13 декабря из щелей стали выпадать кусочки стены, – продолжает Кумысай Амантаева. – Я сильно испугалась, в 7.40 утра позвонила в департамент по ЧС. Ко мне пришли из департамента строительства только через день. Посмотрели, предложили подождать, когда кончатся праздники, и обещали приехать с комиссией. Наконец 22 декабря ко мне приехала большая комиссия: проектный институт, архитектура, ЧС, отдел строительства. По­смотрели, поахали и ушли. Я со страхом ложусь спать и со страхом встаю…

Кумысай Амантаевой дали акт обследования.

«В ходе визуального осмотра в квартире №56 установлены образования вертикальных трещин стен и плиты перекрытия с раскрытием до 1 см. Осмотр техэтажа над квартирой №56 выявил смещение стены на 1 см. В квартирах нижних этажей, подвальной части и фундаменте трещины не обнаружены».

– 29 декабря ко мне опять пришли, сделали на трещинах гипсовые нашлепки-маячки, – говорит Кумысай Амантаева. – С 31 декабря они начали лопаться. Стена продолжает отходить.

Комиссия из четырех ведомств рекомендовала привлечь проектировщиков, чтобы решить, как укреплять падающий дом. Главный инженер ПрК «Актюбгражданпроект» Сергей Мититюк чертит схемы спасения.

– Там нужно ставить бандажи, усилять несущие станы, – говорит Сергей Мититюк. – На трех уровнях ставить арматуру, приваривать ее к анкерам. На эти работы потребуется не один миллион тенге. Мы понимаем, насколько сложно найти эти день­ги. Бюджет не имеет права финансировать такие работы, так как жилье частное. Двухгодичный гарантийный срок у подрядной организации закончился. КСК и жильцы едва ли смогут найти такие средства, в доме живут бюджетники, которые выплачивают кредиты. Ситуация непростая. 

О низком качестве строитель­ства жильцы дома №16-Ж пишут в инстанции с 2008 года.

«В ходе строительства не выполнили сквозные отверстия в стенах техэтажа для вентиляции. На техэтаже скапливается влага, которая идет на 10 и другие этажи, из санузлов квартир не удаляются запахи. ТОО «Табыс Актобе» ссылается на отсутствие денег, отправляет к заказчикам и подрядчикам». Под этим письмом 43 подписи жильцов.

«На техэтаже наружная стена отошла более чем на 2 см, отсутствуют связки, расходятся плиты. Раствор для кирпичной кладки состоит из глины, песка и осыпается. Мы опасаемся за жизнь наших детей и близких». Под этим письмом, адресованным акиму города Архимеду Мухамбетову, 48 подписей.     

Обследовав дом, комиссия вынесла специальное проектное решение.

– В проектно-сметной документации при строительстве дома не предусмотрели вентиляцию на техэтаже, – объясняет причину трещин замакима города Ерхан Умаров. – Получилось скопление конденсата. Он воздействовал на стены, появились трещины. На уровне шести квартир нужно проводить стяжку для усиления конструкции. После того как подрядчик усилит конструкции, здание подлежит эксплуатации. Сейчас составляют смету этих работ.      

Жилец квартиры в доме 16-Ж требует заменить 3-комнатную квартиру с трещинами на аналогичное качественное жилье.

– Я работаю на госслужбе с 1989 года, – рассказывает Кумысай Амантаева. – Пока получила квартиру, скиталась пять лет. Не передать, как я радовалась возможности купить квартиру по госцене. И что за жилье я купила, отдав государству 20 лет жизни? В первый год тут даже воды в кранах не было. Я ежемесячно плачу банку 31 тысячу тенге. Вы не представляете, с каким трудом я их отдаю. Когда я работала в санэпидстанции, моя зарплата составляла 33 тысячи тенге, у меня оставалось на жизнь только 2 тысячи. Теперь я работаю в управлении уголовно-исправительной системы, от зар­платы остается 12 тысяч тенге. Я не могу купить в дом ни кровать, ни шкаф. Тем не менее, у меня нет просрочек ни за кредит, ни по квартплате. Идя на такие жертвы, я должна жить в некачественной квартире? За 20 лет я отдам за эту квартиру свыше 7 миллионов тенге. Таких денег она не стоит! Сегодня меня теребит банк, ему нужно проводить переоценку имущества. В том, что дом разваливается, не моя вина, а просчеты строителей. Мне нужно заменить квартиру на аналогичную и качественную, после пусть акимат выясняет, кто виноват и что делать…

Корреспондент «Д» вышла на генподрядчика строительства руководителя ТОО «Кутты» Бахыта Кушербаева.

– Впервые слышу от вас, что дом 16-Ж рушится, – удивился Бахыт Кушербаев при разговоре по телефону.  – Сегодня же направлю туда людей. От помощи жильцам мы не отказываемся. Пусть обращаются ко мне в офис: 11 микрорайон, дом 3.

Этот дом у Бахыта Кушербаева не единственный. Он участвовал в строительстве дома по улице Кунаева, а сейчас взял следующий крупный заказ – молочнотоварную ферму в Мартук­ском районе. Теперь он руководит фирмой «Болашак». Это подтвердил директор ТОО «Айс» Мурат Итегул.

…В конце прошлого года в редакцию обратился бывший мастер-строитель. Он участвовал в возведении жилого дома по гос­программе по адресу: Набережная, 83. Мастер оставил анонимное заявление, в котором сообщил, что «кирпичная кладка стен первого этажа первого подъезда не армирована, хотя на это имеется предписание «Актюбгражданпроекта». В Алматы в начале 2009 года рухнул подобный 10-этажный дом. Не выдержали нижние этажи». Корреспондент «Д» обратилась по этому поводу с письмами в ГУ «Отдел строительства города Актобе» и ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля». Газете ответили, что «объект принят в эксплуатацию, все изменения проектных решений согласованы с автором проекта». О том, что специалисты выехали, проверили, армирована ли кладка, убедились, что жильцам дома ничего не грозит, в письме нет ни слова.

Таким образом, работая десятками лет на государство, выстаивая дикие очереди при сдаче заявлений на участие в госпрограмме, вешая на себя непосильные кредиты, бюджетники покупают жилье. Но никто  не  обязуется, что по окончании гарантийных двух лет с момента сдачи дома в нем можно будет жить. Что касается чиновников, то у них на этот счет вопросов не возникает – «объект сдан в эксплуатацию». И все. А кто ответит за проявившиеся после недочеты?

На стройку идут миллиарды

В январе-декабре 2009 года в жилищное строительство направили 15,7 млрд тг, что на 9,6% меньше, чем в январе-декабре 2008 года. Общая площадь введенных в эксплуатацию жилых зданий в январе-декабре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась и составила 382,3 тыс. кв. м.

Источник: департамент статистики Актюбинской области

Татьяна Токарь

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.