Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

10204 просмотра

Почему в нефтяном Казахстане всё время не хватает ГСМ?

Потребность Казахстана в ГСМ ежегодно растет. То и дело в стране образуется дефицит горючего. Особенно нехватка топлива ощущается при проведении весенне-полевых и уборочных работ.

Потребность Казахстана в ГСМ ежегодно растет. То и дело в стране образуется дефицит горючего. Особенно нехватка топлива ощущается при проведении весенне-полевых и уборочных работ. Построенные еще в советское время 3 НПЗ сейчас перерабатывают 14 млн тонн нефти в год, при этом покрывают только 70% потребности страны в бензине и другом жидком топливе. Лакомый кусок – мощный шымкентский завод – отдан иностранцам.

Выручают нас пока российские нефтезаводы. Было время, когда наши госчиновники обращались за помощью в Азербайджан. Но сколько можно надеяться на добрую волю соседа? Добывая ежегодно 78 млн тонн нефти, постоянно испытывать дефицит неф­тепродуктов – не абсурд ли это? Это все равно, что экспортируя зерно, импортировать муку.

При переработке нефти в недостаточных объемах цены на бензин непрерывно ползут вверх. У наших чиновников на этот случай есть оговорка: при дешевом бензине водители из соседних стран заправляют у нас полные баки. Если следовать этой антирыночной логике, цены на хлеб тоже надо поднять: соседи же его тоже покупают.

Чиновники ежегодно успокаивают общественность тем, что заводы в ближайшем будущем модернизируют, и в 2019 году объем нефтепереработки на трех заводах достигнет 17,5 млн тонн. Но в это верится с трудом. Правительство пока не собирается строить мощный нефтяной комплекс.

Полагаю, где-то у нас сидят противники бензиновой независимости страны. Ведь все знают, что нефте­продукты – стратегическое сырье, и что повышение цен на газовое и жидкое топливо влечет за собой рост цен на товары и услуги.

Высокие чины в правительстве часто приводят нам в пример опыт других стран, а у нас делают все наоборот. Государство могло бы построить нефтеперерабатывающий комплекс с широкими экспортными возможностями и множеством рабочих мест. Читал, город-государство Сингапур с населением всего лишь 5,8 млн человек, не имеющее собственной нефти, построило нефтеперерабатывающий комплекс на привозной нефти и ежегодно реализует продукцию с высокой добавленной стоимостью на 73-107 млрд долларов.

Желающих взяться за строительство НПЗ в нашей стране нашлось бы достаточно. Это высокорентабельный бизнес. Ввод в эксплуатацию новых нефтезаводов позволил бы избавиться от периодически возникающего дефицита ГМС, создать конкурентную среду в отрасли, стабилизировать цены, а тысячи людей были бы с работой. Не говоря уже об увеличении поступлений в бюджет.

Казахстан объявил программу третьей модернизации, о политическом и экономическом обновлении страны. Для реализации нужно только желание.

Автор — Улан АБДУЛЛИН, инженер-механик

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Legolas

    Legolas

    "Полагаю, где-то у нас сидят противники бензиновой независимости страны. Ведь все знают, что нефте­продукты – стратегическое сырье, и что повышение цен на газовое и жидкое топливо влечет за собой рост цен на товары и услуги." (У. Абдуллин) Это главная причина данной проблемы... без всяких предположений...

    0
    0