Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

7471 просмотр

Мы ходили в школу в пилотках, подобранных у железной дороги, по которой везли солдат

На акцию «Вот это класс!» пришли ещё два письма. 85-летний Сергей Яцко рассказывает, как дети учились во время войны. В сумке из мешковины у каждого были учебники, керамическая чернильница и перья по 2 копейки. Школы закрывали, и дети ходили за несколько километров в соседние сёла. Сагидулла Жулекенов вспоминает о пансионе школы №6 в Актюбинске.

На акцию «Вот это класс!» пришли ещё два письма. 85-летний Сергей Яцко рассказывает, как дети учились во время войны. В сумке из мешковины у каждого были учебники, керамическая чернильница и перья по 2 копейки. Школы закрывали, и дети ходили за несколько километров в соседние сёла. Сагидулла Жулекенов вспоминает о пансионе школы №6 в Актюбинске.

1942 г., п. Аккемир. Ученики 4-го класса со своим учителем Р. И. Шариковой. В аккемирскую 7-летку дети ходили из соседних сел пешком по несколько километров. В войну начальные школы в аулах закрылись.

1942 г., с. Аккемир

Мугалжарского района

Я родом из села Золотонош (сейчас это Елек) Мугалжарского района. В школу пошел в 38-м, она была 4-летняя. Когда началась война, школу закрыли. Детей перевели в Аккемир, где была семилетка. 4 километра мы шли туда пешком. В первый же год из 15 детей учиться я остался один. Остальные школу бросили. Выходил я из дома, когда было еще темно, к обеду возвращался обратно. В то время в степи водились волки. Осенью голод­ные они нападали в поселке на собак. Но мне с ними встречаться не приходилось.

Учебники нам давали бесплатно. Мы покупали только тетради, чернила и перья. Перья стоили 2 копейки. Сумка у меня была тряпичная, мама сшила ее из мешковины.

В первом классе мы писали перьями «гусачок», со второго класса перешли на «курочку», а потом писали пером №86. На них разрез был продольный. После 7-го класса разрешалось пользоваться перьями «рондо» с поперечным разрезом. Чернильницы у нас были керамические. У меня одна сохранилась, я ее передал в музей.

До 3-го класса нас учила Раиса Игнатьевна Шарикова, с 3-го – Ольга Гавриловна Горбачева.

Пешком в школу я ходил 2 года. На фото наш 4-й класс. Я стою в верхнем ряду между двумя мальчишками, один из которых в пилотке. Пилотки и фуражки мы подбирали вдоль железной дороги. Через Аккемир шли поезда с ранеными в Кандагач, где был госпиталь, и в Ташкент. Из Средней Азии эшелоны с солдатами шли в Алма-Ату. Вагоны были открытые, фуражки и пилотки часто слетали с солдат, мы их подбирали и носили с особой гордостью.

С 5-го класса учебу бросил и я, пошел работать в колхоз. Он назывался «Бедняк», с 1936 года имени Литвинова, потом стал «Путь к коммунизму». В 61-м году колхозы, в том числе и наш, объединили в совхоз «Пролетарский». Что дети делали в колхозе? Пахали, сеяли, шли за быками. Тракторов в колхозе было всего 2, и те все время ломались. Летом мы работали на сенокосе, зимой из степи собранное сено возили в колхоз. Ездили мы за ним на санях с быками. Так я работал до 47-го года. В 48-м пошел учиться в школу ФЗО – фабрично-заводского обучения, и до самой пенсии работал в Кандагаче в вагонном депо.

С супругой мы вырастили двух сыновей и дочь. Один из сыновей умер в 50 лет. Дочь живет в Оренбурге, сын Виктор Яцко служит в церкви Архангела Михаила в Актобе. Мне сейчас 86-й год. »

– Сергей ЯЦКО, г.Кандыагаш

Здание нашей школы по улице Фрунзе сохранилось до сих пор

1960 год. Дети 7-го класса школы №6 Актюбинска. Приезжие ученики жили в пансионе, сейчас там находится областная станция юных туристов.

1960 г., Актюбинск, школа №6

Я пошел в школу в 1954 году. Это была Козыаулская начальная школа Мартукского района. Потом я продолжил учебу в Мартук­ской казахской школе, а с 60-го года в школе №6 Актюбинска. Жили мы в интернате-пансионе по улице Фрунзе, 76. Сейчас это улица Жанкожа батыра. 2-этажное здание интерната со столовой сохранилось до сих пор. Сейчас там областная станция юных туристов. Девочки в интернате жили на втором этаже, мы на первом.

На фото наш 7 Б класс. Справа в 1-м ряду Кулкасима Жангирова, учитель казахского языка и литературы. Рядом с ней Айнагуль апай, пионервожатая. В центре классный руководитель Фахрутдинова, имени ее, к сожалению, не помню. Слева от нее Улмекен Аманбаева, отличник просвещения СССР, заслуженный учитель Казахской ССР.

Первая слева на фото в пионерском галстуке Роза Абашова, справа от нее Турсун Жагалтаева, она стала кандидатом исторических наук.

В третьем ряду первый справа Бейбит Исабеков, рядом с ним Амандык Мукаев, много лет он был начальником областного управления статистики. В школе он активно занимался спортом.

Я на фото 4-й справа в третьем ряду в белой рубашке. Рядом со мной Бауыржан Шакуов, он учил меня писать заметки в газету. Первую я написал в 1961 о тимуровцах. Во втором ряду в центре Сауле Дильманова из Акшата, рядом с ней Белсары, фамилию не помню, Мадина Жаналина и красавица класса Кымбат Мусина.

Некоторых из одноклассников уже нет в живых, судьбы многих мне неизвестны.

В 1963 году наш пансион закрыли, одноклассники разъехались по районам, учились там.

– Сагидулла ЖУЛЕКЕНОВ

Фото и воспоминания о школе присылайте по адресу: ул. Есет батыра, 99 или gazeta@rifma.kz. Фото возвращаем. Ведущая рубрики Альмира АЛИШБАЕВА.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.