Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

14418 просмотров

История любви итальянки и казаха из Уила

Актюбинская художница делится с читателями «Д» загадочной историей любви итальянки и казахского джигита из Уила Байногая, который в ХIХ веке сбежал из аула и попал в Италию. Потомок этой необычной пары живёт сейчас в Актобе, он стал основоположником нашей школы искусства.

На фото: Уил. Дом Красавиных. || Фото из архива автора

Актюбинская художница делится с читателями «Д» загадочной историей любви итальянки и казахского джигита из Уила Байногая, который в ХIХ веке сбежал из аула и попал в Италию. Потомок этой необычной пары живёт сейчас в Актобе, он стал основоположником нашей школы искусства.

В Риме, глядя на скульптуру волчицы, вскормившей по легенде основателей Рима, вспомнила рассказы Ануара Отеген-Тана о прапрабабушке итальянке и именах ее детей: Алтыемшек (Шестисосковый), Итемген (буквально вскормленный собакой), Ители (страна собаки, либо Италия). Меня терзала мысль, что, возможно, прапрабабушка моих сыновей была из Рима. Что двигало ею, когда она с прапрадедом Ануара навсегда поселилась в Уиле? Неужели сила ее любви была так велика?

Здесь мы должны немного остановиться на истории Уила и ярмарки Кокжар, так как это тесным образом связано с темой нашего рассказа.

Если Рим основан в 753 году до нашей эры, то Уилское укрепление (поселение) основано 4 июля 1869 года. Это был торговый центр на великом Шелковом пути, ярмарка Кокжар в Уиле работала до 1929 года, пока ее не разогнал НКВД.

Ярмарочные корпуса принимали караваны торговцев узбеков, туркмен, афганцев, персов. Приезжали представители торговых фирм из западных стран. Закупали шкуры скота, овечью шерсть. До сих пор сохранились ярмарочные корпуса, которые в советское время тщетно пытались разрушить тракторами. Полукруглая крыша выложена так искусно и без стяжек, что и сейчас мы восхищаемся искусством строителей. По легенде, при постройке стен в замесе глины использовали верблюжье молоко, поэтому его связующий материал крепок до сих пор.

У казахов есть мудрая традиция – знать свою родословную до семи поколений. Приехав из Италии, я достала книгу, в которой Ануар Отеген-Тана сделал запись для сына Данияра о роде Тана до 14-го поколения. Список предков берет начало с Байулы, затем Султансиык, Тана, Бортугаш, Жиембет, Жиенетек, Сагынай, Койбагар, Байногай, Итемген, Отеген, Жумагали, Ануар и его сыновья: Нуркен, Данияр и Бахтияр.

Самый известный предок в этой родословной, Жиембет Бортогашулы (XVII век) при Есим хане был бием и полководцем-батыром Младшего жуза, он прославился в 1620-1627 годах во время походов против калмыков. В войне против ойратов в 1620 году он возглавил войско Младшего жуза и сыграл большую роль в победе казахов.

Кто же из предков моих сыновей привез себе жену из Италии? За идеологию в роду Тана отвечала бабушка Есенкыз (байбише Изгалия). Детство и отрочество Ануара прошло в Уиле. Детские игры были незамысловатыми: целыми днями пропадали на речке Уил, ловили рыбу, купались и только к вечеру чумазыми возвращались домой. Но один день в неделю Есенкыз аже собирала у себя дома всех детей рода Тана. Кормила их досыта и оставляла для важной беседы. Начинала она всегда со слов:

– Никогда никому не делайте гадостей! Запомните, что вы принадлежите к аристократическому роду! Помните, что вы дети своих знаменитых предков!

Есенкыз аже заставляла повторять и записывать цепочку имен предков. Ануар старательно записывал рассказы бабушки, благодаря чему многие факты истории рода крепко врезались в его память, как танба.

Виновник нашего рассказа – это прапрадед Байногай, сын Койбагара, именно он ушел с караваном итальянцев, прибывшими на уилскую ярмарку Кокжар. По рассказам старейшин рода Тана, Байногай ушел с караваном итальянцев примерно в 1870-80 гг. Парнем он был задиристым и гордым. Во время драки погиб один из драчунов. Возможно, это и было причиной бегства Байногая из родных мест вместе с итальянским караваном.

На долгие годы исчез Байногай. Никто не знал, жив ли он. Впоследствии узнали, что он ушел с караваном итальянских купцов, охраняя и сопровождая их в далекую Италию. Как они добирались до Италии? Возможно, на верблюдах до Каспия, а там на корабле следовали дальше, а может быть, путь их следовал до Ирана и далее через Средиземное море. Как жил Байногай в Италии? Как встретил свою возлюбленную? Никто этого сейчас точно не знает.

Ностальгия и тоска по родным степям, видимо, заставили предка покинуть сказочную Италию. Возвратился Байногай в Уил через долгие годы, когда его не ждали и давно похоронили, считая умершим, даже садака справили. Удивлению родных и земляков не было предела! Родные радовались, шумели, цокали языками, ведь приехал Байногай, живой и не один, а с женой-итальянкой!

Со всех сторон раздавались возгласы и расспросы, всем не терпелось узнать: «Откуда приехал? Из Италии! Откуда? С ит ели? (родины собак?)»

Байногай с молодой женой поселился в Уиле. Как же надо было любить итальянке казаха, чтобы из солнечной и прекрасной Италии приехать за мужем в глухомань и остаться жить в унылых степях Казахстана?!

Ее детей обзывали и относились к ним пренебрежительно, и имена им дали соответствующие: Алтыемшек (шестисосковый), Итемген (буквально, вскормленный собакой). Смешливый народ казахи. К моменту рождения третьего сына старики Байногая ушли в мир иной, поэтому имя сыну дали сами родители и назвали именем страны матери – Ители, что на казахском языке означает Италия или родина собаки. Сыновья Байногая Алтыемшек и Ители не имели детей, а Итемген родил четверых сыновей: Изгали, Отеген, Жаналы и Сатыбалды. В настоящее время внуки и правнуки Итемгена – дети, внуки и правнуки Сатыбалды составляют добротное большинство населения Уила. Прямыми сыновьями Сатыбалды являлись Толеген и Кенес. Дети Толегена: Нурлыбек, Амангельди (Абат), Амантурлы и Абай. Сыновья Нурлыбека: Бауыржан, Жанболат, Ерболат, Ерлан и Эльдар. Сыновья Амангельды: Бекжан, Биржан, Болат. Абай и Кенес родили по одному сыну: Ернара и Айбека.

Внуки и правнуки Отегена живут в Актобе. Известнейший из них – внук, художник-график Ануар Отеген-Тана (20 июля 1942 г.). Он положил начало художественному образованию в регионе, открыв художественно-оформительское отделение при Актюбинском культурно-просветительном училище в 1977 году. Во время работы главным художником города Отеген-Тана содействовал открытию филиала Союза художников Казахстана и художественно-производственных мастерских Союза художников РК в Актобе.

Особо хочется отметить, что Ануар Отеген-Тана стоял и у истоков открытия выставочного зала в Актобе, который преобразован в музей искусств.

Отеген-Тана воспитал целую плеяду известных художников: Таймас Телеушев, Алексей Верещагин, Марат Сапин, Тагиберген Кайракбаев, Нурлан Тулепбаев, Нуркен Отеген, Владимир Аралбаев, Бакыткерей Жапаров, Марат Бикеев, Омирбек Жубаниязов, автор данной статьи и др.

Ануар Отеген-Тана создал графическую серию и серию экслибрисов «Италияга барган бабам туралы». В гравюре «Ол Флоренцияда болды ма екен? Мyмкiн бабам Давидтi кормеген шыгар. Бiрак Италияда болганы рас» автор размышляет: «Был ли он во Флоренции? Возможно, он Давида не видел, но он, правда, был в Италии».

История не сохранила имени прапрабабушки-итальянки. Однако она нашла свое воплощение в творчестве Ануара Отеген-Тана, увековечившего историю любви своих предков, прапрабабушки-итальянки и прапрадедушки-казаха в своих гравюрах и экслибрисе. Бесспорно, что эта красивая быль будет передаваться из уст в уста всем теперь многочисленным потомкам из рода Тана!

Так актюбинский художник Ануар Отеген-Тана представляет далекого предка, добравшегося из Уила в Италию.

Автор — Марзия Жаксыгарина, кандидат культуро-логии, Ph.Doctor, профессор искусство-ведения, член СХ РК

Комментарии 4

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Aoifes

    Aoifes

    Ну вот, вы весь пейзаж маслом испортили. ) Может и была та мифическая Джульетта из соседнего аула, а автору просто захотелось малость сдобрить романтикой "в унылых степях". Но что-то подсказывает мне, что вся эта история из той же оперы, что и приколы некоторых любителей фолк-этимологии. Вот вам и классический пример: Ители (имя ребенка)>страна собаки>Италия (Рим). Только незначительную малость упустили, что символом Рима является волчица, а не собака. Ps: Забывчивость бабушки в истории весьма подозрительна, если конечно не рассматривать возможность, что генеалогия по женской линии у казахов вообще не велась.

    0
    0
  • Aoifes

    Aoifes

    Могла бы, но не сделала из верности традициям. Все-таки бабуля не посещала феминистский кружок. ) Сойдет в качестве, скажем, периферийной версии? Однако, с учетом того, что в истории итак имеются сомнительные моменты, думаю, ваш аргумент по поводу имени вполне убедителен.

    0
    0
  • Aoifes

    Aoifes

    На тот момент, они вообще вряд ли знали, что такое Италия. Но зато их потомки-любители лингвистики уже узнали и изобрели народную забаву. В каком городе "страны собаки" родилась прапрабабушка? Ну, конечно, в Риме! Где же еще в Италии есть символ родственника собаки - волчицы. )

    0
    0
  • Aoifes

    Aoifes

    Король Артур, кажется, тоже из степей бежал, аж до самого Альбиона. )

    0
    0