Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

9648 просмотров

10 миллионов кубов нечистот сбросят в Илек

 В начале следующей недели работники «Акбулака» проведут сброс в Илек стоков с канализационно-очистных сооружений. По словам коммунальщиков, сброс безвреден для экологии реки.

В начале следующей недели работники «Акбулака» проведут сброс в Илек стоков с канализационно-очистных сооружений. По словам коммунальщиков, сброс безвреден для экологии реки. Корреспонденты «Д» решили проверить, каким образом очищаются городские нечистоты, как их обеззараживают и не повлияли ли на качество ремонта КОС хищения бюджетных средств.


Капремонт КОС не проводился 30 лет

Канализационно-очистные сооружения ввели в эксплуатацию еще в 1981 году. Причем, по словам коммунальщиков, с некоторыми недоделками. Уже в процессе эксплуатации очистных сооружений некоторые моменты дорабатывали. Лишь в 2009 году здесь начался капитальный ремонт. Однако финпол сейчас расследует уголовное дело, согласно которому во время ремонта были совершены крупные хищения бюджетных средств. 

– Мощность КОС составляет 103 тысячи кубометров нечистот в сутки, – говорит советник президента АО «Акбулак» Болат Куанышев. – Все коммунально-производственные стоки города после предварительной очистки поступают сюда. А затем, после механической и биологической очистки, поступают на регулируемые емкости, которые мы называем прудами-накопителями. Там в течение года очищенные стоки накапливаются, идут дополнительная очистка, регенерация. Объем пруда-накопителя составляет 40 миллионов кубометров. Раз в год в паводковый период, согласно графику и в зависимости от погодных условий, в конце марта производится сброс очищенных нечистот в Илек. Никаких экологических проблем это не приносит. После ремонта очистка стоков улучшилась. Еще, по регламенту сбросов, дополнительно подается вода с водохранилищ. Идет снижение концентрации вредных веществ за счет добавления паводковых вод. Сброс проводится под контролем СЭС и экологов. 

– Капремонт КОС проводился в течение трех лет. Все, что запланировано по нашей части, было сделано. В советское время финансирование водопроводно-канализационного хозяйства проводилось по остаточному принципу. Тарифы были низкими, средств самого предприятия на содержание объекта не хватало. В 2005 году начали разрабатывать проект капремонта. Уже в то время ни одна технологическая цепочка очистки не работала. В среднем очистка стоков шла на уровне 40%. До начала ремонта на коллекторах, по которым стоки попадают на КОС, ежедневно случались порывы. Ремонтные бригады буквально дежурили сутками. Трубы были старые, прогнившие. Часто случались аварии, когда еще неочищенные стоки разливались по степи. Так было до ремонта. Капремонт проводился с 2009 по 2011 год. Заказчиком работ было областное управление строитель­ства. Все работы, финансовая часть контролировались ими. Мы предоставили объект для ремонта, но с нашим участием. Иными словами, капремонт проводился одновременно с процессом очистки.

Стоки очищают микроорганизмами 

В Актобе имеются 40 канализационно-насосных станций (КНС). Одна из них – головная – КНС №11. Именно там собираются все нечистоты. После чего по двум коллекторам из стеклопластика их переправляют на КОС. 

– Первым пунктом очистки становится здание решеток, – отмечает начальник участка КОС АО «Акбулак» Виктор Станкевич. – Все стоки буквально выжимаются через решетки. В итоге твердые частицы размером более 8 миллиметров изымаются и вывозятся на полигон ТБО. Следом стоки попадают в песколовки. Их 6 штук. Скорость движения воды здесь уменьшается, и песок оседает. После чего при помощи труб песок высасывается и вывозится на песко­площадки. Третьим этапом механической очистки стоков становятся первичные радиальные отстойники. С помощью трех отстойников мы очищаем стоки не только от песка и мусора. Вся нерастворенная органика, которая находится в взвешенном состоянии, в этих отстойниках оседает. Они поступают в центральную часть, где собираются с помощью илоскреба. Сырой осадок собирается в центре, после чего насосами выкачивается на иловые площадки, которые находятся в 7 километрах от города и в полутора километрах от очистных сооружений. Объем отстойника – 5,5 тысячи кубов, глубина – 4,5 метра. Следом начинается биоочистка. После первичных отстойников осветленные стоки попадают на аэротемки. Они представляют собой специальные секции, в каждой – три коридора. Здесь стоки насыщаются кислородом и микроорганизмами. Происходит переработка растворенных веществ. Микроорганизмы перерабатывают уже растворенные в воде вещества, которые механическим путем мы очистить не можем. Кислород в аэротемки поставляется с помощью воздуходувок. Следующим пунктом очистки становятся вторичные отстойники. Единственное отличие от первичных отстойников в том, что здесь на дне находятся не илоскребы, а илососы. Лишь после этого очищенные стоки перекачиваются в пруд-накопитель. 

Особую гордость у работников КОС вызывает лаборатория с современным оборудованием. 13 сотрудников ежедневно исследуют пробы нечистот, причем еще до того, как они попадают на КОС. 

– Наша лаборатория соответствует всем стандартам, – отмечает начальник лаборатории КОС Айжамал Кумекпаева. – Лаборатория имеет все права на проверку проб. Мы определяем химический анализ, каждую пробу определяем по 19 ингредиентам. Определяем содержание загрязняющих веществ. Есть нормы предельно допустимых концентраций в сточных водах. Мы ежедневно отбираем по контрольным точкам всех городских предприятий. В день прорабатываем до 20 проб. Есть специальный график, согласованный с СЭС и экологами. Там отмечается, на каких предприятиях и в какие дни мы берем пробы. Самые распространенные вещества в стоках – нефтепродукты и синтетические вещества. Распространены азот и аммиак. 


Актобе необходимы сливные станции 

– Мы стараемся качественно проводить очистку стоков, чтобы не загрязнять экологию, – заявляет Болат Куанышев. – Например, чтобы очищенные стоки с пруда-накопителя попадали в Илек, сделали специальные желоба с бетонным основанием. Раньше, до ремонта, стоки были неконтролируемые, целые реки бежали в Илек на протяжении 12 километров. Смывало все на своем пути. 

Качество стоков постоянно меняется. В летнее время идет сброс ассенизаторских машин. Есть несколько машин, которые с нами в договоре. Но есть масса частных машин, вывозящих стоки из туалетов частного сектора. В промзоне действует точка, куда сливают эти стоки. Но проверить нечистоты с других ассенизаторских машин мы не можем. Все сбрасывается к нам. Стоки из частных туалетов должны смешиваться с нормальной водой, после концентрация вредных веществ снижается. По санитарным нормам в городе должны быть сливные станции. Они дорогостоящие. Строительство такой станции обойдется в 60-70 млн тенге. Городу нужны как минимум три сливные станции. В наших планах значится строительство станции доочистки, резервуара-усреднителя и цеха обезвоживания. Можно обходиться без сброса стоков в Илек. Но для этого необходимы земельные поля орошения для утилизации очищенных стоков. Иными словами,их можно использовать как удобрения для выращивания кормовых культур. 



– Общее количество работников на канализационно-насосной станции – 87 человек. Сотрудники работают посменно. В каждую смену входит технологическая бригада из 10-11 человек, электрик, охранник. Рабочий день 8-часовой. Средняя зарплата составляет около 30 тысяч тенге. Это одна из причин большой текучести кадров. Однако в технологических бригадах большой текучки нет, там люди уже давно работают. У них к зарплате идет доплата за выслугу лет. Рабочий персонал у нас двух основных профессий – сварщик и слесарь. Но есть своя специфика. У нас большое количество оборудования, которое не встречается на других предприятиях. Однако грамотный слесарь может справиться, – говорит начальник участка КОС АО «Акбулак» Виктор Станкевич [на фото]. 


РАССТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРОХОДЯТ СТОКИ ОТ АКТОБЕ ДО ПРУДА-НАКОПИТЕЛЯ

  7 километров – расстояние от КНС №11 до КОС

  6 километров – расстояние от КОС до пруда-накопителя 

  12 километров – расстояние от пруда-накопителя до русла реки Илек 


В жилгородке воняет дерьмом – очистные сооружения не при чём

В последние годы жители жилгородка жаловались на вонь, которая якобы идет от КОС. Однако работники «Акбулака» уверяют, что запах от очистных сооружений не может достигнуть черты города. 

– Запах не может достать до Актобе, он просто рассеется, – считает Виктор Станкевич. – Когда отъезжаешь от КОС на 300-400 метров, уже запаха не чувствуется. Тем более, наши очистные находятся в 7 километрах от города. Здесь рядом есть полигон твердых бытовых отходов. У нас запах чувствуется от них. Бывает, от заводских отходов запах идет. Эта зона насыщена предприятиями, имеющими специфические запахи. Рядом и КОС, и маленький нефтеперерабатывающий завод, и АЗХС. 

– Всех наших работников до КОС и обратно отвозит специальный автобус. У всех есть спецовки, люди после смены принимают душ, надевают чистую одежду и возвращаются домой. Конечно, специфика работы здесь такова, специфический запах. От запаха трудно отделаться, но мы стараемся создать все условия для наших работников. 


– В Актобе построили микрорайон «Нур Актобе». Как там будут избавляться от стоков? Будут ли строиться очистные сооружения?

Амантай


– Канализационно-насосная станция там уже по­строена. Стоки будут перегоняться через КНС в Жилянке и Кирпичном на головную станцию, КНС №11 в промзоне, – отметил советник президента АО «Акбулак» Болат Куанышев [на фото].  


75 тысяч кубометров нечистот ежедневно попадают на очистные сооружения




Автор — Николай СЫРБОВ

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.