Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2884 просмотра

Рождество в Риге. Быть или нет второму празднику?

 Быть или не быть второму «официальному» Рождеству в Латвии? Православные Латвии уже 20 лет ждут, чтобы 7 января  стал нерабочим днём. 

 Быть или не быть второму «официальному» Рождеству в Латвии? Православные Латвии уже 20 лет ждут, чтобы 7 января  стал нерабочим днём. Их надежды могут оправдаться: парламент рассматривает предложение ввести один оплаченный выходной по религиозным убеждениям. Корреспондент «Д» передаёт из Риги.

В настоящее время в Латвии «узаконено» лишь католическое Рождество, которое отмечается 24 декабря. Это и праздничный день, и выходной. А вот Рождество, которое православные отмечают на 2 недели позже, – рабочий день. Несмотря на то что, по статистике, православие в Латвии исповедуют около 400 тысяч человек, то есть, каждый четвертый верующий житель республики, статус православного Рождества такой же, как и у Международного женского дня 8 Марта – вроде и праздник, но на работу все равно нужно идти.  

Депутаты латвийского парламента объясняли свое нежелание сделать православное Рождество выходным тем, что это праздник одной конфессии, а что делать остальным, например иудеям или мусульманам? Или неверующим – узаконить День атеиста? А еще религия в Латвии отделена от государства, поэтому еще один выходной на церковный праздник не нужен. К тому же два «официальных» Рождества потребуют пересмотра и другого религиозного праздника – Пасхи. Еще одним аргументом «против» стал финансовый вопрос. По подсчетам минфина, из-за нового праздника государственная казна недополучила бы 28 миллионов латов (примерно 56 миллионов долларов США), а экономисты говорят, что два Рождества подряд парализуют экономику страны на неделю. 

Семь лет назад православная община Латвии уже была готова праздновать победу: республику посетил Патриарх Алексий II. Перед его визитом депутаты сейма рассматривали проект закона «О праздничных, памятных и отмечаемых днях» и одобрили поправки, которые придали бы православному Рождеству статус выходного дня. Это было 25 мая 2006 года. Однако стоило Патриарху покинуть пределы Латвии, как парламентарии передумали и проголосовали против. 

О том, чтобы узаконить православное Рождество, говорит и президент республики Андрис Берзиньш, который, кстати, имеет право законодательной инициативы, но в данном случае его не использует. 

– Мы можем закрывать глаза и притворяться, но с человеческой точки зрения я это поддер­живаю, хотя, конечно, решать сейму, – заявил он. 

В 2012 году партия реформ, которую возглавляет экс-президент Валдис Затлерс, предложила ввести один оплаченный выходной на религиозные праздники. По его словам, это знак уважения к религиозным убеждениям людей, чтобы они могли провести праздники с семьей, посетить церковь и праздничные мероприятия. 

Поправки к закону о труде предусматривают, что выходной день будет согласован с работодателем и внесен в договор о найме. Если работнику придется трудиться в свой религиозный праздник, то он вправе рассчитывать на оплату в двойном размере. Если поправки в трудовое законодательство вступят в силу, то оплачиваемый выходной в соответствии со своими религиозными взглядами можно будет выбрать из следующих дней:

n  6 января – День звезды (Церковь адвентистов седьмого дня), 

n  7 января – Рождество (Латвий­ская православная церковь, Древлеправославная Поморская Церковь Латвии), 

n 15 августа – День вознесения Девы Марии (Римско-католическая церковь в Латвии), 

n 31 октября – День Реформации (Евангелическо-лютеранская церковь Латвии), а также Йом-Кипур или День искупления грехов (Латвийский совет еврейских общин).  

По словам заместителя председателя Партии реформ Вячеслава Домбровского, один выходной не будет иметь существенного влияния на бюджет. 

– Чем меньше разногласий в обществе, тем лучше, – говорит он. – Что касается экономического ущерба, у нас по закону 8-часовой рабочий день, но на деле кто-то работает 4-5 часов в день, и остальное время сидит в соцсетях, а кто-то работает все 10. Так что с экономическими потерями не все так однозначно.  

Появление еще одного праздника помимо национал-патриотов могут не поддержать и латвийские бизнесмены. Для них, какой бы национальности они ни были и к какой бы религиозной конфессии ни принадлежали, время – деньги. В том числе и время праздников.  

– Определенную логику в предложении Партии реформ я вижу, – говорит бизнесмен из Риги Дмитрий Трофимов. – Это был бы оптимальный выход не для успокоения православного населения Латвии, а в прин­ципе для справедливого решения такого рода вопросов. Если, допустим, человек верит в Кришну, то он может взять выходной на свой праздник, а на православное Рождество – работать. Но объявлять религиозные праздники выходными для всех, на мой взгляд, не стоит. У нас и так много праздников. Работать надо, а не только праздновать! Иначе экономике страны наносится ущерб. Люди, оторванные от привычного образа жизни, предаются всяким излишествам. В Германии любой человек, который считает себя верующим, платит церковный налог в соответствующую церковь. На мой взгляд, это очень хороший вариант для того, чтобы отделить зерна от плевел. Если ты считаешь себя православным и платишь этот налог, то 7 января получаешь оплаченный выходной. Платишь налог, как католик, гуляешь, соответственно 24 декабря. 

«В Германии верующие платят церковный налог в соответствующую церковь. Если ты платишь налог, как православный, то 7 января получаешь оплаченный выходной, как католик – 24 декабря». 

А как считаете вы: нужны ли в светском государстве религиозные праздники? Свое мнение можете высказать на сайте www.diapazon.kz

Автор — Динара Бисимбаева, журналист, родом из Актобе, сейчас живет в Латвии, в Риге.

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.