Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

8984 просмотра

Врача вызывали?

В обычной сельской больнице он проводил кесарево сечение, трепанацию черепа и даже операцию на сердце.

В обычной сельской больнице он проводил кесарево сечение, трепанацию черепа и даже операцию на сердце. Все его больные выжили. Хирургу, врачу акжарской амбулатории Куанышу Узганову 72 года. Он давно на пенсии, но с работы его не отпускает народ. «Д» провёл с врачом один день.

Муж пьёт и бьёт, помогите

8-50 У дверей амбулатории уже стоят больные. Куаныш агай спешит на работу. С утра он успел разбудить внуков, покормить кур, выгнать в стадо коров. Коров сельский врач гонит исключительно на велосипеде. Зарядка у него такая. Ездить на велосипеде врач подбивает и остальных сельчан. Он считает, это лучший способ в борьбе с болезнями. Только пока на велосипеде по Акжару ездит он один. Несмотря на годы, чувствует себя, как джигит.  Только иногда болит поясница. За 42 года работы на своих руках Узганов перенес десятки больных.

9-00 Первой на прием приходит 60-летняя Жанылган Серкебаева. (В сельской амбулатории своя особенность. Здесь нет бахил. Местным жителям они не по карману. В кабинет к врачу больные идут… босиком. Если не достались «дежурные» сланцы). Год назад у больной случился перелом шейки бедра. У пожилых женщин он редко заживает. У Жанылган апай кости срослись.

– Я погналась за телкой и упала, – рассказывает женщина. – Доктор сделал укол, послал на рентген и сказал, что надо  лежать в лягушачьем положении. Сейчас все зажило, но прихожу к доктору на осмотр.

– Это уникальный случай, – говорит Узганов. – Многие пожилые люди с таким переломом просто лежат.

Следующая пациентка перенесла операцию в онкоотделении.

– За давлением следи, береги себя, – советует врач, осмотрев ее.

– Не получается, – вздыхает женщина. – Не знаю, что с ним делать. Может, вы поговорите?

– Поговорю, – обещает врач.

Разговор, как выясняется, идет о муже больной. Он пьет и поколачивает жену. К сельскому врачу приходят и с такой проблемой.

– Вызываем таких на совет аксакалов, – говорит он. – Иногда помогает.

Камча от полиартрита

9-30 На приеме беременная.

– Ты новенькая? За кого замуж вышла? – спрашивает врач и, услышав ответ, меняется в лице:

– Он же уголовник, пьет вся семья, даже мать и бабушка. Они тут всех собак поели. А ребенку покой нужен, хорошее питание. Этот дом не для ребенка. Ты-то не пьешь? Срочно сдай анализы…

– У нас 6-7 неблагополучных семей, – рассказывает врач. – Обычно они вызывают меня на пьяные драки. У тех, кто не пьет, свои проблемы. Много стало людей с давлением, болезнями сердца. Это связано со стрессами. Нет работы, денег…  После института я 7 лет работал в Уилском районе. Население – 18 тысяч. В год там бывал один случай инсульта и один инфаркта. Здесь живет 5 тысяч. После инсульта 4 человека. Очень много холецистита. Болезнь связана с питанием и плохой водой. У нас в поселке только на окраине пресная вода. В центре – соленая. Мы ее только коровам даем. Многие местные жители работают вахтовым методом в нефтяных компаниях. Приезжают с токсическими гепатитами, отравлениями сероводородом. Мы проводим детоксикацию. Есть больные с осложнениями после лечения у целителей. У одной женщины нашей был полиартрит. Как-то приходит – вся спина исполосована камчой. Знахарь так болезнь из нее изгонял. 

Требуется врач. Предоставляется квартира и муж

– 12 детей у нас с ДЦП, у 12 человек онкозаболевания. Молодая женщина недавно умерла от лейкоза. Самое страшное, когда ты не можешь ничем помочь. У женщины началось кровотечение. Она и не знала, что у нее лейкоз. Сделали анализ крови – у нее тромбоцитов нет, а их должно быть 300-400. У нее произошел молниеносный лейкоз, обычно он бывает у молодых. В Хромтау, где добывают хромовую руду, в почве 6-валентный хром, он радиоактивный. Думаю, многие болезни связаны с этим. Недавно у 6-месячного ребенка обнаружили опухоль селезенки размером с голову. А вот туббольных стало меньше. Всего 14. Из 70 семей переселенцев каждый третий перенес туберкулез. Радует, что в области открыли свой кардиоцентр. Уже двум нашим больным с ИБС поставили стенты. Прооперировали двух детей с пороками сердца.

10-45 Куаныш Узганов успел осмотреть нескольких взрослых и детей.

– Педиатр уехала на учебу, поэтому принимаю и детей. Дет­ский врач у нас недавно. Молодые в село не едут. Мы педиатру дали квартиру, пообещали, что замуж выдадим. И выдали. Мужу помогли устроиться в медную компанию в другом поселке.

Лечат, как в городе. Только без денег

11-20 Сельский врач идет на обход в дневной стационар. Еще здесь есть процедурная, лаборатория, «женский» кабинет. Под руководством Узганова работают акушерка и 4 медсестры.

– Это здание интерната, – говорит врач, поднимаясь на второй этаж. – Мы сюда переехали в 2001 году. До этого в поселке была участковая больница на 50 коек, я работал там. Холодно, крыша течет, печка с углем. Здесь совсем другие условия. К нам, кроме Акжара, относятся села Степное и Жазык. Из Магаджана и Новотроицка приезжают на консультацию, там нет врача. Всего получается около 5 тысяч человек. …Больные, завидев врача, оживляются. 

– Давайте давление проверим, – обращается врач к Наталье Нечай. У нее гепатит.

– У вас 120 на 80, как у девушки, – сообщает Узганов, снимая тонометр. 

– Это все благодаря вам, – улыбается пациентка.

– Вы о нем хорошо напишите, – говорит женщина, обращаясь уже ко мне. – Среди ночи прибежит, если плохо, хотя немолодой. У нас, хоть и село, лечат не хуже, чем в частной клинике в городе, еще и бесплатно.

12-00 На приеме снова люди. У 20-летней Ольги Федюновой болит нога, врач накануне направил ее на рентген. Девушка привезла снимок. Он без описания.

– В районе нет рентгенолога, – объясняет врач. – Я со снимками сам разбираюсь.

Изучив пленку, врач констатирует: растяжение сухожилий и назначает лечение.

12-15 Прием прерывает звонок из райбольницы. Надо 10 детей направить на оздоровление в центр «Акбобек». В поселке полно детей с анемией. Одна беда – транспорта нет. Узганов обещает УАЗ амбулатории, но нет бензина. Врач делает пару звонков и известным только ему способом добывает откуда-то бензин.

13-00 У сельского врача небольшая передышка. Хозяйка ждет его к обеду. Супруга Узганова бывшая медсестра.

– У нее пенсия больше, чем у меня, – смеется врач. – Мне знаете, сколько начислили? 14 тысяч тенге. Хорошо, сейчас зарплату повысили. Получаю 70 тысяч. Каждые три месяца в зависимости от качества работы – если нет дет­ской смертности, запущенных случаев – нам теперь платят по окладу.

Срочно нужна операция

14-20 Узганова срочно вызывают в Жазык. До него 8 километров. Там у ребенка рваная рана. Малыш упал на железку во дворе школы, рассек лоб. Собрав все необходимое, Куаныш Узганов на «скорой» мчится в Жазык. Приезжаем – в медпункте рев, у ребенка все лицо в крови. Укольчик, маленькая операция, и лобик зашит.

– У Куаныша Убаевича рука легкая, я знаю, все заживет, – говорит бабушка Расула Даулета, унося внука.

Раскрою один секрет. С молодости Узганов верит двум приметам: чтобы все сложилось удачно, он должен выйти из дома с правой ноги, а перчатка надеваться легко. 

1000 абортов в год

15-10 – Когда здесь была больница, я  проводил в год 400 полостных операций без анестезиолога. Делал местную анестезию, – рассказывает врач, когда мы возвращаемся из Жазыка. – Сейчас в районе в год делают 120 операций. Я проводил кесарево сечение, операции при внематочной беременности, резекцию кишечника. Один раз даже операция на сердце была. Жена ранила мужа ножом прямо в сердце. Мужчину привезли в райбольницу, вызвали туда меня. Крови все больше, счет на минуты идет. Зашил я рану. Было это 30 лет назад, мужик и сейчас живой. Малые операции я и сейчас провожу сам – вскрытие абсцессов, резаные раны, выкидыши. Мне в институте сулили, что буду гинекологом, я выбрал мужскую специальность, но от гинекологии далеко не ушел. Очень благодарен своему учителю Борису Михайловичу Герману. Когда начинал работать в Уиле, там не было гинеколога. Научился и роды принимать, и аборты делать. 1000 абортов в год делал, сейчас думаю, такой грех на мне…

В Уиле я прошел хорошую школу. Помню, как-то вызвали в поселок к беременной, 8 часов к ней ехали. У нее было отслоение плаценты. Прямо дома на столе мы сделали кесарево сечение. Ребенок умер. Женщина потеряла 2,5 литра крови. Весь поселок сбежался сдавать ей кровь. Отобрали у кого первая группа, сделали прямое переливание. Эта женщина потом долго к праздникам мне телеграммы присылала. Сейчас таких случаев нет. Если зима, бураны, беременных стараемся в роддом отправить загодя. Других экстренных везем до трассы на санях, «скорую» зимой  оставляем у дороги в ДЭУ, она и доставляет людей в больницу. 

В 74-м я вернулся в Акжар. Работал в участковой  больнице хирургом. Потом, в 1994-м назначили главврачом райбольницы. Как раз развал, зарплаты нет, лекарств нет, коррупция, воровство. Это было время приватизации и попытки внедрить страховую медицину. Решил я уйти на пенсию, но остался работать дежурным хирургом. На работу в район ездил из Акжара. К тому времени отсюда все врачи убежали. Больные шли ко мне домой. Главврач говорит: «Работай в амбулатории», так и тружусь по сей день.

Тяжёлое ранение в лёгкое

15-25 Звонят из Магаджана. В поселке, кроме фельдшера, никого нет. К нему обратился мужчина, больной диабетом, у которого возникли проблемы с суставами.

– Записывай название мази, и какие нужны уколы, – диктует Куаныш Узганов. 

– Это еще ничего, – говорит врач. – Как-то ко мне прямо домой больного привезли. Молодой парень, огнестрельное ранение легкого. Я его в амбулаторию. Надо было быстро проколоть легкое. Я так и сделал. Воздух вышел, мы его быстро отвезли в райцентр. Парень выжил. А однажды в соседнем поселке жена мужа ударила топором по голове, аж мозги вылезли. Прямо здесь пришлось делать трепанацию черепа. Я ему мозги промыл, голову зашил.

15-40 В коридоре амбулатории шум. На медосмотр пришли дети. Врач идет встречать их сам. У дверей толпится с десяток мальчишек. Узганов всех знает по именам. С пеленок наблюдал за ними. Потом делал обрезание. Акжарцы это святое дело доверяют обычно Узганову. Таких пациентов у сельского врача десятки, а может, и больше. Кто их считал?

– А сколько сегодня больных приняли, знаете? По нормам в час врач должен принять 4-5 больных.

– Я про это даже не слышал. И не могу я закрыть перед больным дверь и сказать: «Я норму уже выполнил».

18-00 Рабочий день сельского врача подходит к концу. Куаныш Убаевич собирается домой, но знает, что в любой момент кому-то может понадобиться его помощь. И он снова пойдет работать. Снова скажет привычное: «Врача вызывали?».

Из досье «Д»

Узганов Куаныш Убаевич, 72 года, врач общей практики акжарской амбулатории. Родился в Копе. В 1957 году окончил в Акжаре (тогда Новороссийское) школу и поступил в кооперативный техникум. Специальность – бухгалтер. В 1964 году поступил в Актюбинский мединститут. В 1968 году получил диплом хирурга, работал в Уилской райбольнице. В 1974 году вернулся в Акжар, трудился хирургом Новороссийской больницы. В 1994 году стал главврачом Хромтауской райбольницы, в 1998-м – врачом акжар­ской амбулатории.

У Узганова 5 детей, 4 внука. Двое детей посвятили себя медицине. Сын – стоматолог, дочь – акушер.

2852 врача в Актюбинской области. Каждый десятый пенсионер. В области не хватает 221 врача.

Актобе–Хромтауский район–Актобе

Альмира АЛИШБАЕВА

Автор — nata

Комментарии 3

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • smecharik

    smecharik

    Обратите внимание на его годы.Только человек старой формации способен на такое.И после этого мы хаем Советский Союз???Он Специалист и Профессионал с большой буквы.Покажите мне дохтура из молодой поросли.Я не имею ввиду профессионализм и опыт,всё это приходит с годами.Я имею ввиду общечеловеческие ценности,тяга к знаниям и практической деятельности,нет сейчас таковых.У всех желание,ничего не делая,обаготиться (машина,дача,элитная квартира,а то и двухэтажный котэдж).

    1
    0
  • Legolas

    Legolas

    Какой молодчина Куаныш-ага!!! Долгих Вам лет жизни!!! Побольше бы таких людей и врачей!!!Как приятно читать статью о настоящем Человеке с большой буквы!!!И почему-то до сих пор, его заслуги руководители здравоохранения не оценили по достоинству, он ведь не только лечит, но и воспитывает!Эта статья должна висеть в медакадемии и учреждениях здравоохранения, как пример настоящего врача!Самое страшное, когда ты не можешь ничем помочь.Как он переживает, как он относится к пациентам, как не теряется в сложных ситуациях... слов нет! Не обделен и чувством юмора...Есть больные с осложнениями после лечения у целителей. У одной женщины нашей был полиартрит. Как-то приходит – вся спина исполосована камчой. Знахарь так болезнь из нее изгонял. Спасибо "Д" за статью! Пишите больше о хороших людях! Их должны знать!

    1
    0
  • shaman

    shaman

    Legolas,абсолютно верно

    1
    0