Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

8825 просмотров

Ученье без мучения

Почему ребёнок не хочет делать уроки? Как ему помочь, если вымогают деньги? Что делать, если ваше чадо невзлюбил учитель?

Почему ребёнок не хочет делать уроки? Как ему помочь, если вымогают деньги? Что делать, если ваше чадо невзлюбил учитель? Такие вопросы поступили в «Д» накануне нового учебного года. На вопросы читателей «Д» отвечает психолог Жайнагуль Консбаева.

1 класс – и стресс, и праздник

 Дети-близнецы идут в первый класс. Они вроде спокойные, а у меня настоящий стресс. Переживаю, как им будет в школе, это все-таки не садик…

—  Марина

Ж.К.: – Первоклассник должен быть психологически и социально готов к школьному обучению. Изменение образа жизни дошкольника и предъявляемые требования со стороны педагогов могут стать для него сильным стрессом. Чтобы ребенок легче адаптировался к школе, надо заранее к этому его подготовить. Постарайтесь, чтобы у ребенка была положительная мотивация. Надо заранее сходить на экскурсию в школу, в которую он пойдет, познакомить его с учителем, показать кабинет. Также положительным стимулом пойти в первый класс могут быть новые школьные принад­лежности, одежда. Лучше, если ребенок участвует в их выборе. Можно рассказать ребенку, что в школе у него по­явятся новые друзья, знакомые. Помните, что эмоциональный настрой родителей и их установка по отношению к школе передаются ребенку. Родителям надо успокоиться. У них должна быть внутренняя уверенность в том, что ребенку будет в школе комфортно, он будет в безопасности. Желательно первоклассника не отдавать в дополнительные кружки и студии. Ему надо сначала привыкнуть к требованиям в школе. Когда требования двойные, будет сложнее.

Как легче делать уроки

– Сыну 8 лет. Не могу его после школы заставить делать уроки. Он ищет поводы, чтобы этим не заниматься. Говорит, что ему хочется полежать, может зайти в туалет или ванную и подолгу оттуда не выходить. Если задание сложное, может плакать, хотя потом со всем справляется. Что делать? Отдыхать особо некогда. У сына гимназический класс, программа сложная.

—  Кумыс

Ж.К.:– С началом нового учебного года многие папы и мамы превращаются в «родителей ученика», невольно начиная видеть в своем ребенке только школьника, забывая о том, что их ребенок прежде всего личность.

Если ваш сын не хочет делать уроки, ругать и стыдить его не нужно. Надо постараться выяснить причину такого поведения. Возможно, ему хочется просто немного передохнуть после школы. Может быть, ему необходима ваша помощь и поддержка в выполнении некоторых заданий, или ему просто не хватает внимания с вашей стороны.

Ребенок, независимо от возраста, должен четко понимать последовательность действий, которые ему необходимо выполнять, учась в школе. Это позволит ему чувствовать себя намного увереннее. Вам надо научить ребенка организовать свое время и отвечать за себя. Чтобы не вызывать у ребенка сопротивление, предлагайте ему выбор, вместо того чтобы командовать. Например, спросите, с какого предмета ему хочется начать делать уроки: с математики или русского. Понимание, что выбор есть, позволит ребенку чувствовать себя свободным и ощущать, что он инициатор каждого своего действия. Он станет самостоятельнее. Думайте о том, что надо уважать потребности ребенка, а не о том, чтобы манипулировать им.

Бедные и богатые

– Дочь учится в пятом классе, ходит в одну из лучших школ в городе, куда детей возят и на джипах, и на «Камри». Мы в эту школу попали, потому что живем в этом районе. Дети в классе хорошо одеты, отдыхают за границей, но это могут позволить не все. Один из детей назвал их как-то бедными, и учитель за это наказал его. Вроде объясняю дочери, что тряпки, крутые сотки в жизни не главное, но она комплексует, хотя учится ничем не хуже других. Как быть?

—  Айжан

Ж.К.: – Самое главное, внушите дочери, что  в жизни важно не то, сколько денег у твоих родителей и как живет твоя семья, а то, насколько ты уверен в себе и как можешь реализовать свои способности. Если ваш ребенок умеет приспособиться к любым меняющимся условиям, обладает эмоциональной устойчивостью и душевной уравновешенностью, то он адаптируется к любому обществу и к любой ситуации. Разумная самостоятельная позиция – вот что важно сформировать в нем, чтобы деньги не стали ни кумиром, ни тормозом в его жизни. И помните: счастливый родитель – счастливый ребенок, независимо от уровня дохода. Подчеркивайте достоинства вашей семьи, пусть дочь уважает ценности и уклад своей семьи больше, чем друзей и одноклассников. Пусть ваша семья будет для нее местом радости, спокойствия и поддержки. Это можно дать без всяких финансовых вложений. Попытайтесь объяснить ребенку: как бы много денег ни было, всегда найдется человек, имеющий больше. Ребенок должен понять, что в конечном счете материальные блага вторичны по отношению к духовным ценностям. Попытайтесь на собственном примере показать отношение к данной проблеме. Не расстраивайтесь по пустякам, ведь главное это то, что вы все вместе, живы и здоровы, готовы помочь и поддержать друг друга в сложную минуту. Вы все любите дочь. Ребенку необходимо ощущать тепло и заботу близких. Со временем ребенок оценит ваши отношения и будет гордиться вами. Будьте оптимистом, не теряйте веру в будущее, внушите это оптимистичное отношение и своей дочери.

Если в школе вымогают деньги

– У детей в школе вымогают деньги, но они это скрывают, чтобы не быть «красными». Как заставить детей говорить правду? Зло должно быть наказанным, но у детей свои понятия.

—  Михаил

Ж.К.: – Насилие в детской и подростковой среде, связанное с деньгами, сейчас очень распространено в школах. Часто дети это скрывают и не спешат за помощью к родителям из-за того, что боятся порицания. Дети не в полной мере оценивают опасность происходящего и не знают, как на это реагировать. Ваша задача, как взрослых, научить детей правильно вести себя в подобной ситуации, т.е. объяснить ребенку, что он может прежде всего рассчитывать на ваше понимание и поддержку, что вы вместе справитесь с этой ситуацией. При необходимости обратитесь в администрацию школы, правоохранительные органы. Заставлять ребенка говорить правду не всегда действенно. Важно строить отношения с ребенком на доверии и взаимопонимании, без боязни для ребенка быть отверг­нутым.

Сложный ребёнок

– Дочери 11 лет, у нее сложности характера. Если учитель сделает замечание, может замолчать и не отвечать вообще, даже если знает. Она уходит в себя, закрывается, и растормошить ее сложно. Как правильно ее настроить? Не скрою, она избалована. Первый ребенок умер в младенчестве, потом я не могла забеременеть…

—  Светлана

Ж.К.: – Описанные вами «сложности характера» могут иметь разные причины, несмотря на схожесть внешних проявлений. Такое поведение у ребенка может быть следствием застенчивости или замкнутости, высоким уровнем личностной или ситуационной тревожности. Эмоциональное и поведенческое нарушение у детей часто является отражением переживаемых семейных проблем, либо определенным образом связаны с их преодолением. Слишком высокие требования к ребенку со стороны родителей, большие  нагрузки, крик и оскорбительные высказывания часто эмоционально подавляют школьников. Замыкаясь в себе, ребенок снимает непомерное давление , как бы «прячется в домике». В этом случае стоит пересмотреть свое поведение и режим, по которому живет ребенок. Поддержите его, разделите с ним его чувства. Подобное поведение может означать, что ребенок переживает психологическую травму. Необходимо понять причину такого поведения и вернуть ему нормальное расположение духа, прибегнуть, если необходимо, к помощи психолога.

Если учитель необъективен

– Учитель невзлюбила моего ребенка. Постоянно придирается, занижает оценку. Он не хочет ходить на урок. Как быть?

—  Сауле

Ж.К.: – Нежелание ребенка ходить в школу может быть связано и с другими причинами. Попробуйте поговорить с сыном и прояснить, что в действительности его беспокоит, о том, что нравится ему в школе, что – нет, какие предметы даются ему легче, какие предметы для него сложны, есть ли у него друзья, каковы отношения с одноклассниками. Возможно, он несколько преувеличивает негативное отношение педагога к себе, это его субъективное мнение. Попробуйте посмотреть на ситуацию объективно. Постарайтесь прояснить, действительно ли у педагога такое отношение к вашему ребенку. Прежде всего стоит наладить отношения со школой, сотрудничать с преподавателем. Поговорите с педагогом, попробуйте объяснить ситуацию. Возможно, ребенку просто сложно даются предметы этого учителя. Можете попросить у него помощь. Важно помнить: главное, чтобы ребенку было хорошо, по-человечески комфортно и безопасно. 

Воровство или баловство?

– Дочь в начальном классе. Сколько ни приучала, лазает у меня в сумке, кошельке, может взять без спроса деньги. Мелочь, но все же. Это пройдет или надо наказывать? Если да, то как?

—  Ирина М.

Ж.К.: Такое явление как воров­ство имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Во-первых, вам надо дать отрицательную оценку действиям ребенка (но не его личности), с конкретным запретом брать день­ги без спроса. Во-вторых, надо рассказать дочери о последствиях такого поведения и о ваших переживаниях по этому поводу. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. То есть, формула «воровать нельзя, воровство это плохо» должна быть понятна и принята ребенком. Но перед беседой справьтесь с охватившим вас гневом, чтобы не обрушить на голову ребенка свои отрицательные эмоции. Сделайте это наедине – вмешательство взрослого не должно ассоциироваться с унижением. Объяснение последствий такого поступка необходимо. Оно позволит ребенку понять, что он не один в мире, что каждый поступок имеет свой отклик, положительный или отрицательный.

Наказание в этом возрасте – сдерживающий фактор. Действенным будет лишение удовольствий и развлечений, но не того, что важно для развития или здоровья ребенка. Объясните дочери: вам не нравится ее поступок, но вы ее любите. Эмоциональная поддер­жка с вашей стороны в данной ситуации очень важна.

В переходный период нужно привыкать к новому

– Сын перешел в 5-й класс, у него новые учителя. Как правильно пережить сложности, которые в связи с этим возникают?

—  Максим

Ж.К.: – Пятый класс – это еще и переходный период у детей. Чтобы адаптироваться к новым условиям, важно ребенка поддерживать, интересоваться, что нового в школе, какие из новых предметов ему нравятся. У детей в этот период происходит повторная адаптация. Они переживает почти то же самое, что и первоклассники. Сложнее тем, кто бывает привязан к одному человеку, тем, у кого поменялся состав класса, но этот период быстро проходит. Труднее к этому привыкают не столько дети, сколько родители.

— Подготовила Альмира Алишбаева

Пища для размышлений

Чем кормить школьника, чтобы он лучше соображал. Ежедневно ребёнок должен получать:

  • Сливочное масло.....30–40 г
  • Растительное масло...15–20 г
  • Крупы и макароны  40–60 г
  • Картофель: ..........200–300 г
  • Овощи ...................300–400 г
  • Фрукты свежие...200–300 г
  • Хлеб (пшеничный и ржаной) .................................200–300 г
  • Сок ......................150–200 мл
  • Сахар .........................50–70 г
  • Кондитерские изделия 20–30 г
  •  Молочные продукты 300–400 г
  • Мясо птицы (филе)...100–130 г
  • Рыба (филе)............. 50–70 г

Орешки для перекуса

Лучшим перекусом на переменке и отличной подзарядкой для мозгов может стать пакетик с орешками и сухофруктами (можно с небольшой долей цукатов) – в них есть и необходимая энергия, и полезные микроэлементы.

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.