Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

3414 просмотров

Счастье – это когда тебя понимают

Почему подросток пытался убить себя? Нужно ли требовать от ребёнка высоких результатов учёбы? Приём ведёт психолог центра «Я» Ольга Пилипчук [на фото].

Почему подросток пытался убить себя? Нужно ли требовать от ребёнка высоких результатов учёбы? Приём ведёт психолог центра «Я» Ольга Пилипчук [на фото].

История №1

Забыли попросить прощения

15-летнюю Таню, которая выглядит совсем ребенком, к психологу привела мама. Девочка была очень напуганной. Мама с волнением начала рассказывать о том, что недавно девочку выписали из больницы после попытки суицида. По мере повествования мамы, девочка стала плакать. После того как мама вышла, психолог задала вопрос, действительно ли девочка хотела умереть. Таня ответила: «Нет! Я просто боялась, что они снова по­ступят так же». И рассказала историю, которая подтолкнула ее к суициду. Отец семейства уезжал на вахту и поручил девочке сохранить дорогую вещь, а она ее потеряла. После этого девочка пошла в аптеку, купила несколько пачек димедрола и выпила, Таню успели откачать в больнице. На вопрос, что означают слова: «Они снова поступят так же», Таня рассказала, что когда ей было 12 лет, она ездила погостить к родственникам и по стечению обстоятельств в это время у родственников пропали деньги. В этом обвинили ее. Последовало несколько унизительных сцен, где родственники не пытались выяснить обстоятельства ситуации, а просто обвинили ребенка, угрожали и требовали возврата денег. Самым тяжелым для девочки было то, что родители приняли сторону родственников, а отец даже ударил ее. Позже деньги нашлись, но перед Таней никто не извинился.

Комментарии психолога:    В процессе консультации прояснилось, что у девочки имелся психотравмирующий опыт, он-то как раз и повлек реакцию в виде попытки суицида. Ситуация усугубилась тем, что родители не поддержали ее, а, наоборот, усомнились в ее честности и приняли участие в травле. Девочка не смогла отстоять свое достоинство, защитить себя. Когда деньги нашлись, перед ней не извинились, т.е. не компенсировали свои оскорбления. Постепенно обида стала не столь острой и была вытеснена. Но когда девочка потеряла вещь, доверенную ей отцом, психика моментально оживила ту неотреагированную обиду и боль из прошлого опыта. Страх перед наказанием был настолько велик, что девочка подсознательно решила наказать себя сама.

История №2

Сын уедет – я погибну

Неля – зрелая красивая женщина. Она начинает свой рассказ, и на лице появляется тень страха, в голосе звучат нотки боли. Женщина рассказывает о том, что последние полгода мучается приступами страха. Она боится находиться одна дома, боится без сопровождения выходить на улицу. Женщина описывает это так: «Внезапно липкий противный пот холодной волной окатывает меня с головы до пят, в глазах темнеет, мне не хватает воздуха, и я начинаю задыхаться». На профессиональном языке это называется панические атаки. Постепенно, раскручивая ситуацию, изучая страх, «докапываемся» до понимания того, что женщину очень страшит предстоящая разлука с сыном. У Нели стойкое убеждение: предстоящий переезд сына равен полному ее краху. Женщина вспоминает, когда она была 12-летней девочкой, ее семья была вынуждена переехать в другой край из-за того, что ей необходимо было сменить климатические условия. На родине осталась престарелая мать отца. Через несколько лет им сообщили о том, что бабушка находится при смерти. Семья поехала к бабушке и застала буквально последние дни престарелой женщины. В память навсегда врезалась сцена горевания отца и его слова: «Если бы я тогда не уехал, если бы я тогда остался, ты бы не умерла».

Комментарии психолога:   Услышанная фраза сформировала чувство вины. Если бы не здоровье девочки, семья бы никуда не уехала, а значит, бабушка бы не умерла, а любимый отец не испытал бы столько горя – такой вывод сформировался в психике девочки, и произошло «застревание». Стал формироваться страх, что и с ней когда-нибудь такое произойдет (тема вины и наказания) и, как следствие, фоновое напряжение. Когда в предстоящих событиях (переезд сына) бессознательно женщина увидела похожие условия, психика стала выдавать такие сильные приступы страха, буквально «крича»: не оставляйте меня умирать.

История №3

А должен ли ребёнок?

Алию, ученицу 4-го класса, к психологу привели мама и бабушка. Женщины жаловались на то, что уже даже вдвоем они не справляются с девочкой. Ребенок стал нервным, капризным, болезненным, резко упала успеваемость в школе. Было несколько серьезных ссор, в которых девочка высказывала намерение уйти из дома. Такое поведение началось в начале третьей четверти. В школе детей стали готовить к первому в их жизни экзамену (ПГК – промежуточному госконтролю). Это предстоящее тестирование очень тревожило всю семью. Любая свободная минута тратилась на зазубривание вопросов-ответов по предмету. Фиксирование на ПГК было столь сильным, что создавалось впечатление, что маму и бабушку ничего больше в жизни не интересует. Во время всей консультации женщины повторяли: «Как справиться с ребенком?», «Как заставить ее лучше учиться?», «Как вернуть ту ласковую, нежную, послушную дочь и внучку?».

Комментарии психолога:  В самой постановке запроса звучит скрытое желание манипулировать. Об этом свидетельствуют вопросы мамы и бабушки как справиться, как заставить. Создается впечатление, что в семье развернулись военные действия и идет борьба между ребенком, мамой и бабушкой. Звучат бесконечные долженствования: она должна учиться, она должна слушаться, она должна быть вежливой и т. д. Создается ситуация подавления ребенка, отрицания ее желаний, потребностей как физических, так и душевных. Таким образом, дается четкое родительское послание – мне не важно то, что ты хочешь, ты должна мне, учителю и т.д. Вырастая, такой ребенок уже во взрослой жизни будет чувствовать себя обязанным всем: жене, мужу, начальнику, миру, всем, кроме себя. Будет либо отрицать, либо просто не слышать свои желания и потребности. Это путь саморазрушения, который часто ведет к зависимости, фиксирование на предстоящем тестировании формирует у девочки оценочное суждение и установку: важна не я, какая есть, важен только мой результат. Это порождает страх оценки и формирует невроз.

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.