Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

15684 просмотра

Куда исчезла дичь?

«На охоте нынче даже ружьё не расчехляешь», – сокрушаются охотники.

«На охоте нынче даже ружьё не расчехляешь», – сокрушаются охотники. Сейчас открыта охота на водоплавающую дичь, но гусей и уток совсем нет, да и зайцы встречаются нечасто. Почему исчезли дикие животные?

Лоси были на Кирпичном

На прошлой неделе в общество охотников и рыболовов снова сообщили о том, что в лесу в Родниковке нашли убитого лося.

– Грибник показал, где нашел тушу лосихи. Судя по останкам, пролежала она дней 10-14. На туше 5 отверстий от картечи, – говорит Анатолий Найденко, председатель общества.
Газета «Д» уже писала о том, что в сентябре в этом хозяйстве были найдены останки двух лосей. Сейчас этим делом занимается Мартукский РОВД.

– Вообще, обстановка в области критическая, всех животных просто выбивают браконьеры, – считает Анатолий Найденко. – Если так дальше пойдет, надо будет какую-то звероферму открывать.

80-летний Геннадий Каюдин и 75-летний Георгий Рубан, охотники со стажем свыше 60 лет рассказывают, что раньше на территории нашей области диких животных было в разы больше.

– На Кирпичном возле кладбища есть лиман, так там лоси жили свободно, косули заходили даже на Актюбинское море, а сайга обитала недалеко от Каратугая Мартукского района, – говорят ветераны. – Мясо сайгаков даже в «Восходе» продавали по рублю за килограмм. Сейчас же все истреблено. В этом году 5 раз на охоту ездили, но ни разу даже ружье не доставали – дичи нет совсем. Одно дело природная причина – мало осадков, сухие зимы, но и так называемые охотники сами причиняют ущерб немалый. Раскатывают на крутых джипах, у них же мощность такая, куда угодно заберутся. И стреляют из окна. Разве это охота? Это просто убийство, расстрел. Культуры охотничьей нет у молодежи, они не различают виды птиц, не знают повадок животных. Настоящий охотник ходит пешком, ему интересно распутать следы зайца, а не гонять зверя фарами машин, ослепляя его.

Ветераны-охотники вспоминают, что раньше, чтобы поохотиться, даже выезжать далеко не надо было. Георгий Рубан, бывший главный лесничий области говорит, что еще лет 20 назад вокруг города зеленых насаждений было свыше 1,5 тысячи гектаров, были и зайцы, и куропатки. В последние годы зеленый пояс вокруг города активно вырубался, да и постоянные степные пожары истребляют всю живность, которая водится в степи.

– Еще одно неудобство для современного охотника – путевка дается только в одно хозяйство, а их в области почти 30, нельзя просто переехать из одного места в другое, нужно снова разрешение брать, раньше же путевка давала право охотиться на территории всей области, – говорит Геннадий Каюдин. – Было одно общество охотников и все было понятно. Сегодняшняя конкуренция между охотопользователями только вред нанесла, потому что к этому делу пришли частники, люди, которые никогда не занимались этим.

Снегоходы вне закона

– На протяжении нескольких лет территориальная инспекция лесного и охотничьего хозяйства выдавала разрешение на круглогодичный отстрел волков, под прикрытием этого выбивалась вся живность, – рассказывает председатель общества охотников и рыболовов Анатолий Найденко. – Только после нашего заявления в прокуратуру разрешения начали изымать.

Дело в том, что применять снегоходы разрешено только при охоте на волков. А от этого транспорта, говорят охотники, ни один зверь не уйдет.

– Мы не раз задерживали охотников на снегоходах, которые стреляли в кабанов, косуль, – говорит егерь из Уилского района Амангельды Нурбаев.

А недавно поймали браконьеров, которые подстрелили 5 стрепетов – птиц, занесенных в Красную книгу.

– Браконьерство было всегда, но не в таких масштабах, – говорит егерь. – Когда я начал работать в Уиле, там беспорядок был, местные ходили на охоту, не имея охотничьих билетов и разрешений на оружие. Сейчас все привыкли, что территория охраняется. Но ущерб наносят и беспредельщики, люди, которые не столько охотятся, сколько распивают спиртное и стреляют по бутылкам. Вроде бы не браконьерство, но дичь беспокоят.

Об охотничьей культуре рассуждает и Александр Мандрыкин, зампредседателя общественного фонда «Медет-АТК», который занимается проблемами экологии, развития туризма и охоты.

– Все браконьерские разговоры сегодня можно услышать в охотничьих магазинах, – рассказывает Александр Мандрыкин. – На один выезд берут по 70 пуль, 500 патронов. Это куда же столько? Раньше на сезон выдавали 50 патронов и 2 банки пороха, не из-за того, что больше нельзя стрелять, а из-за того, что дробь, пыжи, гильзы наносят вред экологии.
Охотники рассказывают, что на охотничьем сайте кто-то выложил «крутую» фотографию: молодые ребята стоят на фоне груды подстреленных зайцев.

– Но если численность зайцев сохраняется из-за их плодовитости, то куропатка, которую отстреливают целыми стаями, не придет на чужое место, – говорит Александр Мандрыкин. – А если в стаде кабанов застрелят первого – няньку, то молодняк не переживет зиму.

Когда в товарищах согласья нет

– Все беспорядки начались, когда охотничьи хозяйства стали закреплять за частными лицами или предприятиями, которые ничего не понимают в этом, не могут провести нормального обустройства хозяйства, у которых нет штатных егерей, – считает Александр Мандрыкин. – Сегодня из всех охотопользователей штатные егеря есть только в приписных хозяйствах, закрепленных за областным обществом охотников и рыболовов. А территориальной инспекцией лесного и охотничьего хозяйства почему-то выдается лимит на отстрел дичи и тем охотопользователям, у которых нет егерей, например АЗФ, филиалу АО «ТНК «Казхром». В каждом хозяйстве должно быть не менее 7-8 егерей, и теринспекция должна отслеживать их работу, обучать их. У нас же все проверки инспекция проводит только под нажимом общественности.

Общественники обвиняют территориальную инспекцию и в ненадлежащем исполнении своих обязанностей: в рейды инспекторы почти не выезжают, зато штрафуют природопользователей за малейшие нарушения договорных обязательств. Об этом зампредседателя ОФ «Медет-АТК» написал жалобу в природоохранную прокуратуру. Но в ответе прокуроров сказано, что штрафы взимаются законно, а проверять порядок служебных рейдов и то, как осваиваются средства, выделенные на эти рейды, не входит в компетенцию природоохранной прокуратуры.

А начальник инспекционного отдела теринспекции лесного и охотничьего хозяйства Анвар Бирмагамбетов рассказывает, что за 9 месяцев инспекция и охотопользователи провели 463 рейда на территории Актюбинской области.

– Выявлено 156 нарушений, задержаны 83 человека, наложены административные взыскания более 427 тыс. тенге. Фактов незаконной охоты – 74, остальные – вырубка деревьев. Основные нарушения в охоте – ночная охота с применением осветительных приборов, охота без путевок, с просроченным удостоверением, без разрешения на оружие и так далее.
Сегодня в области за 13 пользователями закреплены 29 охотничьих хозяйств. Судьба еще двух хозяйств в Уилском районе решается в суде.

– Совсем недавно закрепили еще 4 хозяйства: Актюбинское, Алгинское, Родниковское и Хромтау­ское, так что сейчас 90,6% от общей площади охотничьих угодий закреплены за охотопользователями, – говорит Анвар Бирмагамбетов.

Сейчас продолжается охота на водоплавающую дичь, а с 1 ноября начинается охота на пушного зверя. Начальник инспекционного отдела признается, что в этом году диких животных стало меньше на 10-15%, а водоплавающих почти не встретишь из-за отсутствия осадков и малоснежных зим. 

На вопрос, как бороться с браконьерами, в теринспекции отвечают, что уже борются с помощью рейдов. Сейчас вот УВД объявило операцию «Браконьер».

– А может, объявить совместные рейды с егерями приписных хозяйств было бы эффективнее?

– Пока у нас таких рейдов не планируется, – ответил Анвар Бирмагамбетов.

Председатель общества охотников и рыболовов Анатолий Найденко говорит, что в феврале начальник инспекционного отдела уже пытался собрать егерей на семинар, но ничего из этого не вышло.

– Мы отправили 20 егерей, затратили средства на командировочные, но до сих пор нет ни протокола, ни сертификатов. Не понятно вообще, о чем семинар был. 

У зампредседателя общественного фонда «Медет-АТК» есть готовый рецепт, как навести порядок:

– Человек, который хочет стать охотником, сдает охотминимум. Если он нарушил какие-то законы, правила, нужно забирать охотминимум и отзывать разрешение на оружие. Больше ничего не надо. Двух сезонов будет достаточно, чтобы дисциплинировать охотников, – считает Александр Мандрыкин.

Но прислушиваться пока к такому совету общественника никто не собирается.

Сколько у нас дичи?

(По данным учета диких животных в закрепленных охотохозяйствах)

  • Косуля – 950
  • Кабан – 1235
  • Заяц – 114000
  • Лиса – 7361
  • Корсак – 8066
  • Барсук – 2793
  • Хорь – 8966
  • Сурок – 10117
  • Бобер – 431
  • Волки – 1575

Водоплавающие:

  • Гуси – 487430
  • Утки – 1364190
  • Лысуха – 973150
  • Кулик – 446970
  • Тетерев – 812
  • Куропатка – 114093

Источник: областная территориальная инспекция лесного и охотничьего хозяйства

Что необходимо иметь охотнику на охоте?

  • Удостоверение охотника
  • Разрешение на оружие
  • Путевку с обязательным указанием приписного хозяйства

Ольга ДАНИЛЕВСКАЯ

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.