Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

16336 просмотров

Наурыз Утегенов. Жизнь под грифом «секретно»

Актюбинец Наурыз Утегенов в годы войны был контрразведчиком. Фронтом для него стали города в глубоком тылу. Кзыл-Орда, Алма-Ата, Гурьев. Ведь враги были и здесь, диверсанты, завербованные предатели, шпионы. Мы встретились с дочерью ветерана Диной Утегеновой. Она рассказала то, о чём много лет нельзя было говорить.

На фото: Дочь контрразведчика никогда не рассказывала о многих фактах из жизни отца. Даже то, что он был ветераном войны, долго было секретной информацией. || Фото Владимира ЗОБЕНКО

Актюбинец Наурыз Утегенов в годы войны был контрразведчиком. Фронтом для него стали города в глубоком тылу. Кзыл-Орда, Алма-Ата, Гурьев. Ведь враги были и здесь, диверсанты, завербованные предатели, шпионы. Мы встретились с дочерью ветерана Диной Утегеновой. Она рассказала то, о чём много лет нельзя было говорить.

Папа почти не говорил о войне. И не только потому что не хотел вспоминать о ней. Просто многие операции, в которых он участвовал, были засекречены. Он же служил в СМЕРШе (смерть шпионам), а их деятельность сильно не афишировалась. Папа мечтал быть офицером, как его отец, интересовался биографией великих полководцев, поэтому и поступил в военное училище. Там предложили поступить в Алма-Атинскую школу НКВД. Учили там по особой программе, без выходных, с утра до вечера. Преподавали необычные предметы: скрытое фотографирование, минирование, радиодело, владение всеми видами оружия и даже танцы. Контрразведчику все могло пригодиться. Ну и, конечно, бокс и самбо.

Звание младшего лейтенанта дали досрочно, за успешное выполнение первого задания. Папа задержал немецкого шпиона в нашем тылу. Чтобы втереться к шпиону в доверие, папа по легенде изображал простоватого сержанта Красной Армии.

Папа еще вспоминал эпизод, когда он участвовал в ликвидации предателей в Гурьевской области. Это были бывшие красноармейцы, завербованные фашистами. Перед последним боем они все одели нацистскую форму. Это долго хранилось под грифом «секретно». Даже не знаю, почему папа решил рассказать именно о такой истории. Может быть, потому что у него не укладывалось в голове, как можно предать Родину.

Потом папа отправился на Западную Украину бороться с отрядами бандеровцев. И эта операция была секретная. По многим документам она оформлялась, как борьба с бандитизмом, то есть бандеровцев называли уголовниками.

Даже то, что папа был ветераном войны, считалось секретной информацией. Но папа и не стремился к славе. Он вообще был немногословен, скрытен. Редко говорил о работе, не любил быть в шумной компании. Даже в дом пускал только тех, кому мог доверять. Наверное, сказалась особенность профессии. Телевизор почти не смотрел, больше читал русскую классику.

Всю жизнь он проработал в МВД, стал генералом. Говорят, коллеги прозвали его «самый скромный генерал». Ведь он никогда ничего не просил ни для себя, ни тем более для друзей. Даже когда ему давали к праздникам новую квартиру и машину, папа отказывался, говорил:

– Машина мне не нужна, а квартира уже есть.

И от хлебных должностей всегда отказывался. Ему много предлагали должностей, даже место в советском посольстве в Аддис-Абебе. Тогда же все рвались за рубеж, хоть рабочими, лишь бы привозить импортные товары. А папа не захотел. Решил, что дома может сделать больше.

Перед смертью папа сильно замкнулся в себе. Он мог часами сидеть в комнате, не говоря ни слова. И все это время он смотрел на портрет своего отца.

Похороны проходили из квартиры. Папа после инсульта написал, что не хочет пышных церемоний. Гроб вынесли с трудом, лестничные пролеты оказались очень узкими. Многие удивлялись, что советский генерал мог жить в такой маленькой квартире.

Коллеги называли ветерана «самый скромный генерал».

Автор — Записал Владислав Кожухарь

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.