Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

13589 просмотров

Из Акжара в Лондон

– По программе «Болашак» учатся вовсе не отпрыски министров, а дети врачей, учителей и даже безработных, – говорит Асет Сарсенгалиев, студент Британского университета,

– По программе «Болашак» учатся вовсе не отпрыски министров, а дети врачей, учителей и даже безработных, – говорит Асет Сарсенгалиев, студент Британского университета, окончивший школу в посёлке Акжар. Мама Асета – стрелочница на станции.

Интернет для бабушки

Этим летом Асет приехал в родной аул на каникулы. Больше всего, говорит, не может привыкнуть к замедленному Интернету. Сам он в будущем специалист по компьютерным технологиям.

– В Британии все делается через Интернет, – говорит Асет. – Заказ билетов, бронирование гостиниц… Здесь как на необитаемом острове. Хотя многие вопросы можно было бы решать, не тратя времени, не выходя  из дома, – оплачивать комуслуги, обращаться в госорганы, но доступ в Интернет  у нас имеют немногие.

С большим трудом, но брату Асета удалось выйти на блог министра соцзащиты и узнать, почему его бабушке до сих пор не дали «Кумыс алка» и пособия. Документы она сдала еще зимой. Министр, похоже, не вникая, ответила, что надо сначала сдать в акимат документы. По приезде Асет сделал повторный запрос. В министерстве разобрались и бабушке дали медаль. Скоро она должна получить и пособия. 

– Внук никуда не ходит, сидит за компьютером и говорит: «Аже, я билет на поезд купил, документы передал». Как он это делает, не пойму, – подхватывает разговор 72-летняя Сауле апай. –  Я смеюсь. Когда Асет только в Англию уехал, здесь анекдот был.  Он несколько дней не звонил. Мы забеспокоились, решили позвонить хозяйке квартиры.  Дочь сходила к учителю английского, та перевела наш текст, мы позвонили и зачитали все, а что ответили, не поймем.

– Я в это время был в отъезде, – смеется Асет. –  Мне позвонила квартирная хозяйка. Говорит, кажется,  у тебя дома что-то случилось. Оказывается, они тут  английский осваивают…

Родом из аула

Бабушка рассказывает, что внук был сообразительным с детства. В 2 он знал все цифры, а в три уже читал и сочинял стихи. Заслуга в этом мамы Асета Алмагуль Садыковой.

– Как-то сосед, его звали  Игорь, и он был очень высоким, говорит Асету: «Может, и про меня стих сочинишь?». Асет и сочинил. «Дядя Игр большой, как тигр». В 5 лет мы отдали Асета в школу. Он то засыпал на уроке, то жаловался, что ему поесть хочется, но учился хорошо.

– В школе я не был отличником, – говорит Асет.  – Но был одним из лучших учеников. Особенно успевал по информатике,  физике и математике. На ЕНТ набрал 106 баллов, поступил в Евразийский университет на отделение автоматизации и управления. Об условиях учебы, проживания я заранее узнал по Интернету. Был в Бадамше, там на единственном предприятии был Интернет и мне разрешили им пользоваться. В Евразийском университете грантникам давали общежитие всего  за 6 тысяч тенге в год. Документы я сдавал здесь.

В общежитии я жил с третьекурсниками, они, как программисты, уже зарабатывали свои деньги, многому нас учили. Помогали также студенты филиала МГУ, жившие с нами. Первая сессия была очень сложной. Считалось достижением получить тройку, но я сдавал все на пятерки. Бывали дни, когда я не спал по 3-4 дня, готовился. Сложнее всего было с английским. Зато информатика давалась легко. Спасибо моему учителю Баймурату Мергалиеву.  Правда, в школе у нас был Pentium первый 98-го года выпуска, и на нем мы осваивали азы информатики. У Кеншилик агая Танирбергенова мы не могли по физике получить четверку, он был очень требовательным. То же самое у Зои апай Сариевой по математике. Кстати, большинство «евразийцев» из сельских регионов.

Как поступить на «Болашак»

– Когда я поступил в университет, мне было 16. Документы на программу «Болашак» можно было подавать с 18 лет. Как только пришло время, я решил попробовать.  Документы подаются в Центр международных программ в Астане с конца июня до середины июля. Тестирования, собеседования продолжаются несколько месяцев. Большие требования предъявляются к состоянию здоровья. Конечно, у претендента должен быть хороший университетский табель. Проверяют знание английского. Для меня это было несложно. Куда труднее было сдать казахский, хотя я окончил национальную школу. Потом был психологический тест и IQ-тест, где проверяли уровень интеллекта. За 2 часа надо ответить на 550 вопросов и набрать не менее 110 баллов IQ. Я набрал 135. После этого было собеседование независимой экспертной комиссии. Но попасть в стипендиаты  «Болашака» – полдела. Ты выбираешь страну для обучения, специальность, вуз должен выбрать тебя. Я выбрал Британию, потому что британские и американские вузы имеют самые высокие рейтинги. Ежегодно  по «Болашаку» за рубеж могут направлять  до 3000 студентов, стипендиатами становятся 2900. За тройку могут лишить стипендии, хотя и тройку получить в британских университетах сложно.  Бытует мнение, что «болашаковцы» – дети больших начальников. На самом деле это дети врачей, учителей, есть даже безработных. Стипендия у нас 2200 долларов, их вполне хватает. Нам оплачивают авиабилеты и визы. Вообще, «Болашак» – это самая щедрая стипендия. У россиян есть стипендия президента, но она меньше и учатся по ней единицы. Хорошая государственная поддержка у студентов из арабских стран. Подрабатывать никому не приходится. Да на это и времени нет – нам на сон не хватает. В Британии разрешают работать студентам, но не более 10 часов в неделю.

Уехать, чтобы вернуться

– Студенты в Лондоне могут жить в гостинице для них, стоит это 150 фунтов в неделю или 40-45 тысяч тенге. Можно жить и в семье, это стоит примерно столько же. Студентов из Казахстана в Лондоне очень много, только «болашаковцев» около 1000, втрое больше самостоятельно поступивших. До вуза каждый проходит языковой курс. По «Болашаку»  направляют со знанием английского на 5,5, там требуется 6,5. На медицинские факультеты требования выше. Нам платят стипендию, чтобы мы подучили язык и набрали нужные баллы.

Год я учился в Шотландии, потом перешел в импер­ский колледж Британского университета. Год моего обучения стоит примерно 20 тысяч фунтов или 35 тысяч долларов, не считая других расходов. Главное требование ко мне – учиться хорошо, вернуться в Казахстан и работать здесь в течение 5 лет. При нарушении условий мне надо вернуть государству 350 тысяч долларов плюс 25%.  За меня несет ответственность поручитель – двоюродный брат. Бабушка заложила дом – это еще одно требование контракта.
В этом году на каникулах проходил практику в Астане в Центре национально-информационных технологий. Это необязательно, я сам захотел. Сейчас в Астане учится и мой младший брат.

Документы из «Макдональдса»

– Сложнее всего, когда я только приехал в Британию, мне давалось общение с людьми.  Но народ там очень приветливый, и я быстро адаптировался. Как-то в метро я потерял документы. Пришлось идти в посольство. Мне могли дать справку, а уже здесь мне надо было восстанавливать документы. Но на мой адрес пришло письмо. Оказывается, документы нашли. Там был и мой адрес. Мужчина работал в «Макдональдсе». Я пошел туда, его не было, мне просто вернули документы. И никаких вознаграждений! 

– Кем ты видишь себя в будущем?

– Специалистом по информационным технологиям. В университете нас уже учат делать проекты, причем очень высокого качества, чтобы их можно было продать и заработать деньги. Там не дают лишнего. Если мы что-то учим, знаем, для чего это пригодится. Здесь очень сложная программа. Дают много того, что, может, и не нужно.

Актобе-АКЖАР-Актобе

Альмира АЛИШБАЕВА

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.