Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

12167 просмотров

Я творю на балконе

Сегодня в городе начинается выставка известного казахстанского художника Марата Бекеева.

Сегодня в городе начинается выставка известного казахстанского художника Марата Бекеева. Марат родом из Актобе, но уже 10 лет живет в Алматы. В родном городе его удивили цветные балконы и драмтеатр, который превратили в «поселковый Дом культуры».

Кому нужна свалка скульптур

Марата Бекеева актюбинцы знают хорошо. Он вырос на Шанхае, с детства увлекался рисованием, ходил в изостудию во Дворец школьников. После школы учился в культпросвете, потом поступил на факультет станковой живописи театрального института в Минске. Вернулся в родной город, стал известным и уехал в Алматы.

–  Мне нужно было общение, – говорит Марат. – В Алматы больше художников, больше возможности раскрыть себя, но Актобе я не забываю. Иначе зачем бы я вез сюда выставку? У меня один проект за другим и это не так-то просто – доставить сюда картины, ломать график... Скоро в Алматы у меня большая персональная выставка, сейчас 9 моих картин выставлены в Берлине, где заканчивается Год Казахстана в Германии, в декабре собирался с выставкой в Лондон, но, наверное, не смогу поехать. Я уехал в Алматы, потому что это культурная столица и будет ею еще лет сорок. В Астане чиновники  культивируют другую среду, и она будет существовать, пока это не сломают на самом верху. 

– Я знаю, что Вы очень критично относитесь к тому, как сейчас перестраивают города. Что вам понравилось и не понравилось в Актобе?

– Есть некоторые вещи, которые надо архитектурно делать более грамотно. Переделали драмтеатр – уничтожили решетки и превратили здание в поселковый Дом культуры. У здания было «лицо», а его хрясь – и нету. Смущает, что как-то странно покрасили балконы. Еще удивил парк скульптур на проспекте Молдагуловой. Это же свалка. Здесь проводили симпозиум скульпторов, люди сделали хорошие работы, но такое впечатление, что их не довезли туда, куда надо. Каждый художник делал скульптуру для конкретного места, но все оказалось на проспекте. Мне нравится, что Актобе стал ухоженным, появились нормальные дороги.

Ханская ошибка

– Недавно разгорелся скандал из-за скульптуры ханов Жанибека и Керея в Астане. На это потратили 100 миллионов, но работу выбросили.

– Потому что это пошлость. Произведение искусства должно быть символичным. В том, что произошло – вина чиновников. Я сам ханов рисовать не умею, у меня другая весовая категория.

«Смута» приехала в Актобе

В Актобе Марат Бекеев привез 26 своих работ, среди них есть совсем новые и 3 графики. Актюбинцы увидят «Смуту», «Белый день», «Башню молчания»  и другие работы художника.

– «Смута» – копия той картины, которую купили на аукционе «Кристи» в Лондоне?

– Нет, проданная картина «Смута» была немного другая, там птицы и поваленные деревья. Здесь – другая. У меня под одним названием есть серия картин. Их объединяет идея. Вообще, о картинах я не рассказываю. Это невозможно. Когда человек танцует, он же не говорит зрителю: «Я махнула рукой так, потому что хотела сказать то-то...», так и здесь и это не потому что я такой гениальный. Восприятие картины – дело сугубо личное. Я и так много дал – картину и название.

– Ваши работы абстрактные. Все ли могут их понять?

– Если найдутся в городе 100-200 человек, которым картины по­нравятся, значит, выставка удалась. Про мои работы говорят, что это живопись конфликтов. Так и есть. Я хочу соединить в картине нежное и жесткое, лиричное и прозаичное, и мне это интересно. Человек проявляется в моменты конфликта, так и в картине. Мне кажется, в моих работах все понятно. У меня есть и более абстрактные картины, но я их оставил дома.

Алматы – Лондон – Алматы

Кстати, в Алматы у Бекеева своей мастерской нет. Свои шедевры он творит на лоджии, площадь которой 4,5 квадрата. 

– Есть среди привезенных картин та, которая Вам нравится больше, и какой Ваш любимый цвет?

– Бывает цвет, который тебе нравится и с которым тебе хочется сейчас поработать. А картины... Я оставляю в живых только то, что мне нравится. Нельзя выставлять работы, которые не нравятся самому художнику.

– Вы бываете в Лондоне. Недавно в интервью «Д» пианистка Элеонора Накипбекова рассказывала, что там много казахов. Организации Ваших выставок в Лондоне – заслуга «казахстанского землячества»? И как себе представляют нашу страну те ценители искусства, которые покупают ваши картины за десятки тысяч фунтов?

– Мы давно дружим с Элеонорой Накипбековой. В декабре я собирался в Лондон по ее приглашению, но, видимо, уже не получится. Элеонора шестой год проводит в Лондоне музыкальный фестиваль «Gala.kz», в этот раз пригласила на него и казахстанских художников. Организуют мои выставки самые разные люди, землячество тут ни при чем. Что касается покупателей, они приобретают то, что им нравится. Они видят произведение – вовсе не автора и не страну. 

Учительница первая моя

В газетах пишут, что первой работой Бекеева, еще в школьные годы был портрет Чапаева.

– Было такое, – смеется Марат. – И Сталина рисовал. Со своим учителем изостудии Надеждой Алексеевной Садильниковой, которая и сейчас преподает изо во Дворце школьников, я встречаюсь и поддерживаю связь. Она приглашена на открытие выставки в Актобе. Думаю, родителям надо быть внимательнее к своим детям. Чем бы ребенок ни занимался, он должен делать это со страстью. Моему сыну 12 лет, он не рисует, увлекается современной музыкой.

Кстати, ценители живописи смогут купить картины Бекеева и в Актобе. Сколько они стоят, художник не раскрыл.

– Есть прайс-лист, кто хочет купить картину, может обратиться к сотрудникам выставочного зала. Цены на картины устанавливаю я сам, эксперты этим не занимаются.

... Мы говорили с Маратом в выставочном зале, где как раз распаковывали его картины, готовили стенды.

– Здесь не должно быть китайских люстр. Отсюда начинается культура, – выказывал недовольство художник. –Будем менять. Живопись дело тонкое. Здесь свет желтый, он сразу меняет краску. Художник хотел сказать одно, а люди увидят другое. Я хочу, чтобы люди могли нормально все посмотреть. И они посмотрят.

Альмира Алишбаева

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.