Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

10291 просмотр

В Россовхозе семью держали в рабстве

Семь лет семья из четверых человек жила впроголодь, работая на местного бая. За свой рабский труд люди получали в среднем по 15 тысяч тенге за несколько месяцев. Полицейские возбудили уголовное дело.

На фото: Актобе, поселок Россовхоз. Юлдашбай Иляув показывает времянку и небольшой огород. Семья строила дом из подручных средств по вечерам, после работы. Когда дом построили, хозяин крестьянского хозяйства заверил их, что документы на дом сделает позже. Тогда же он заявил, что семья должна платить ему по 20 тысяч тенге в месяц за аренду земли. || Фото автора

Семь лет семья из четверых человек жила впроголодь, работая на местного бая. За свой рабский труд люди получали в среднем по 15 тысяч тенге за несколько месяцев. Полицейские возбудили уголовное дело.

В «Д» обратилась семья Иляувых. Супруги рассказали, что 7 лет они работали задарма на хозяина крестьянского хозяйства. Все началось в 2007 году, когда семья переехала в Россовхоз из Кобдинского района. В поселке они познакомились с мужчиной, который пообещал дать землю и построить дом, если они будут на него работать.

Жизнь на новом месте оказалась несладкой. Все члены семьи работали с утра до ночи. Зарплату 15-20 тысяч тенге получали раз за несколько месяцев, люди жили за чертой бедности.

– Нам иногда даже кушать было нечего, – вспоминает Акслу Иляува [на фото]. – Я просила у него еду, зарплату. Но он только ругался. Говорил: если хотите, возьмите помидоры, капусту и продайте. Денег дать вам не могу. Вместе с нами работали двое наших сыновей. Мы терпели все его унижения, но идти нам было некуда. Не под забором же жить.

В 2009 году хозяин заявил, что включил их в состав крестьянского хозяйства и выдал им участок земли для строительства. Дом строили долго из подручных средств, работать приходилось по вечерам после работы. Когда Иляувы построили дом, мужчина заверил их, что документы сделают позже, все под контролем, ведь они члены крестьянского хозяйства. Тогда же он заявил, что семья должна платить ему по 20 тысяч тенге в месяц за аренду земли.

– С этого момента, с 2013 года, мы перестали на него работать, – продолжает Акслу Иляува. – Откуда нам было взять деньги на аренду, ведь мы работали только на него? Он нам стал угрожать, говорил, что кормит нас. Себя считал богом, а нас ни во что не ставил.

В тот же год хозяин обратился в суд. Иск рассмотрели заочно и вынесли решение о сносе дома рабочих.

– В 2014 году, когда мы узнали об этом, попросили суд пересмотреть дело. Началось новое судебное производство. В рамках нового делопроизвод­ства обратились в УВД, полицейские возбудили дело по факту мошенничества, – рассказывает представитель семьи в суде Алена Дуля [на фото]. – Мужчина не мог включить их в крестьянское хозяйство, так как по закону он мог включить только членов своей семьи, он их обманывал.

После отмены заочного решения суда дело пересмотрели и вынесли повторное решение о сносе дома.

– Впервые за мою практику по такому вопросу дело решили одним судебным заседанием. Процесс состоялся утром, а в 14 часов нам уже зачитали готовое решение. Получается, его составили в обеденный перерыв. Судья отклонил все наши ходатайства.

Судебный представитель выяснила, что хозяин крестьянского хозяйства возвел на арендной земле двухэтажный дом, что является нарушением, так как эту землю государство выдало для ведения сельского хозяйства.

– Территория крестьянского хозяйства должна использоваться по назначению, – говорит Алена Дуля. – Из 10 гектаров хозяин засадил овощами только 2 гектара, для вида, а сам возвел себе дом. По закону на этой земле запрещены постройки для жилья. В этом деле очень много нарушений. Например, хозяин крестьянского хозяйства устроил безработных Иляувых по программе занятости и за каждого члена семьи получал от государства деньги. Этих денег семья не видела. Почему бы его не проверить? Мы обращались в шесть инстанций, но везде нам отвечают: на проверку бизнеса ввели мораторий. А людям, получается, на улицу идти жить? В таких случаях нельзя оперировать такими вещами, как мораторий. В конце концов, законы пишутся для того, чтобы помогать человеку, а не бросать его на произвол судьбы.

Сегодня семья Иляувых намерена подать апелляцию на решение суда о сносе их дома.

Автор — Ярослав ДРОБИНИН

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.