Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

7506 просмотров

Депутата просят на нары

Страсти по делу депутата областного маслихата Валерия Фалалеева накалились до предела.

Страсти по делу депутата областного маслихата Валерия Фалалеева накалились до предела. Прокуратура просит приговорить народного избранника к 9 годам лишения свободы за хищение и мошенничество. Защита считает дело «фальсификацией», «абсурдом» и предлагает оправдать.

Десять лет назад бывший военнослужащий Валерий Фалалеев устроился на работу в компанию бизнесмена Марала Итегулова. За это время Валерий Фалалеев вырос в должности от водителя до правой руки руководителя. Для улучшения работы ТД «Астана», «Мир мебели», «Мега Шыгыс», Центрального рынка, ТОО «Проект Дизайн Групп», ТД «Мерей» в 2007 году по инициативе депутата парламента Марала Итегулова в его вотчине создали новую централизованную должность – председатель совета директоров. На нее назначили Валерия Фалалеева, члена партии «Нур Отан», имеющего грамоты и поощрения от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, проверенного годами человека.

Суть уголовного обвинения сводится к тому, что с октября 2007 по март 2009 года Валерий Фалалеев давал указания подчиненным директорам подписывать невыгодные договора. По ТД «Астана», «Мир мебели», «Мега Шыгыс», «Мерей» они касались установки системы автоматического пожаротушения. А в оптовой компании ТОО «Тасма» – поставок фруктов из Германии. Обвинение настаивает, что по этой причине предприятия потерпели многомиллионные убытки. Торговые дома понесли ущерб порядка 96 миллионов тенге. А оптовая компания – более 8 миллионов тенге. Свидетелями по делу пошли директора рынков и бухгалтеры. Обвинение настаивает, что Валерий Фалалеев действовал не один. Ему помогал руководитель ТОО «VVV Курылыс». Директор этого предприятия Вячеслав Масалимов тоже оказался на скамье подсудимых по той же статье. По эпизоду с поставками фруктов в деле фигурирует зять Валерия Фалалеева, проживающий в Германии. Он якобы недоглядел, и в Актобе поступали испорченные фрукты по контракту на 2 миллиона евро. По этой причине возникли списания на сумму более 7 миллионов тенге. При этом германский зять получил за формирование товара для отправки 1,3 миллиона тенге вознаграждения.   

– Материалы уголовного дела подтверждают совершение Валерием Фалалеевым и Вячеславом Масалимовым мошенничества и хищения чужого имущества в группе, по предварительному сговору, неоднократно и в крупных размерах, – говорит гособвинитель. – В июле 1997 года военный суд Актюбинского гарнизона осудил Валерия Фалалеева за аналогичное преступление – хищение чужого имущества в крупном размере путем злоупотребления служебным положением. Это характеризует его как личность, способную совершить хищение. Потерпевшей стороне причинен крупный ущерб, который не возмещен в полном объеме. Прошу признать Валерия Фалалеева виновным и назначить ему наказание 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Кроме того, руководители предприятий Талгат Хамитов и Талгат Кубашев требуют возместить многомиллионные убытки. Общая сумма по гражданским искам зашкаливает за 50 миллионов тенге. 

– Хочу обратить внимание на договор, заключенный между ТОО «Шыгыс Сервис ЛТД» и ТОО «VVV Курылыс», – говорит адвокат заявителей. – Изначальная сумма договора – 66 миллионов тенге. Когда его заносят заказчику, поступает указание изменить ее на 82 миллиона тенге. Идет необоснованное увеличение суммы по договору. Как показал директор ТОО «Шыгыс Сервис ЛТД», указание на этот счет он получил от Фалалеева. Аналогичная ситуация происходит при заключении договора между ТОО «Центральный рынок», КР «Астана» и ТОО «VVV Курылыс». Без участия и поддер­жки Фалалеева маловероятно, чтобы малознакомый Вячеслав Масалимов получил четыре подряда на общую сумму свыше 200 миллионов тенге. Он получил их с подачи Фалалеева. Полагаю, его роль как организатора этого преступления неоспорима и полностью доказана. Будучи председателем совета директоров, Валерий Фалалеев деморализовал волю учредителей и заставлял подписать заведомо невыгодные договора.

Обвинения парировал Валерий Фалалеев.

– Я рассчитывал, что наше правосудие разберется по справедливости, – говорит подсудимый. – Но высказывания прокуратуры, которая должна следить за законностью, не просто удивляет, а шокирует. Все обвинение дер­жится на словах работников Марала Итегулова. Что им скажут, то они и делают. Договора подписаны обеими сторонами, работы выполнены. Оснований говорить о том, что были хищения, нет. Система пожаротушения в ТД «Мир мебели» и «Мерей» работает, принята госслужбами, претензий нет. Следующие два объекта не проведены по бухгалтерии. Вопрос, куда и как ушли средства, ко мне не относится. Я не участвовал ни в хищении, ни в обмане. А в этот же период Талгат Кубашев [директор ТОО «Центральный рынок». – Прим. авт.] строит себе коттедж около 400 квадратных метров, Берик Есенов [директор ТОО «Шыгыс Сервис ЛТД». – Прим. авт.] тоже строит коттедж, Талгат Хамитов [руководитель местной газеты. – Прим. авт.] прикупает жилье. Но следствие других версий даже не отрабатывает. Вы сами верите, что я – деспот и тиран, который мог заставить полгорода подписывать невыгодные договора?.. Слово депутата парламента Марала Итегулова весомее, чем закон. Все прыгают под его дудку, ладно бы только его работники. Одни факты искажаются, на другие закрывают глаза. По городу во всеуслышанье говорят, что всем заплатили и всех купили. Прокуратура словно не слышит этого. Мне не в чем оправдываться. Ни у кого я ничего не похищал. У меня на то не было ни способов, ни оснований, ни даже мыслей. Почему? Потому что с Итегуловым я проработал более 10 лет. Когда мы начинали рынок «Шыгыс», покупатели ходили по колено в грязи. Общими усилиями коллектива рынок вывели до такого состояния, что он получал первые места по стране... Откуда вообще взялись отрицательные характеристики? При назначении депутатом облмаслихата я прошел всю процедуру проверок вдоль, поперек и в глубину. Не было нареканий. Я уже не говорю о том, что был отмечен медалью и грамотой, подписанной президентом. Но один человек дал негативную характеристику, и все стали ее повторять.

– Под хищением чужого имущества понимается преступление, совершенное с корыстной целью, – говорит защитник Валентина Карпенко. – В судебном заседании установили, что фрукты и овощи поступили в полном объеме. А Фалалеев совершил хищение путем списания некачественных фруктов и овощей ТОО «Тасма». Списания шли на медресе, таможню, нотариусов, отправлялись в Алматы и так далее. ТОО «Тасма» списало, а Фалалеев похитил. Вы только вдумайтесь в этот абсурд! Разве господин прокурор не видит, что это не может быть хищением? На прокурора, так же как и на суд, возлагается обязанность давать оценку доказательствам по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и собственной совестью. Я уже не говорю о совести. Со стороны прокуратуры в судебном процессе не ощущалось соблюдения принципа законности по этому уголовному делу. Прокурор предлагает суду признать виновным Фалалеева по всем эпизодам. Но в правовом государстве превыше всего должен быть закон. Хотелось бы перейти к основному обвинению Фалалееву – причинению ущерба ТОО «Проект Дизайн групп», «Шыгыс Сервис ЛТД» и «Центральный рынок». Как возникло это дело? Обратимся к показаниям Марала Итегулова:

«До избрания меня депутатом парламента я возглавлял Ассоциацию по защите прав предпринимателей г. Актобе. Я рекомендовал создать совет директоров в каждом товариществе и избрать председателем Фалалеева. Это связано с необходимостью централизации управления бизнесом под его руководством и полным доверием к Фалалееву. Мне были звонки о завышении стоимости работ на моих объектах. Братья часто говорили, что подозревают Фалалеева в нечистоплотности. Я поручил провести внутренний аудит, а также мониторинг рынка цен на подобного рода услуги. После я попросил брата и директоров товариществ обратиться в правоохранительные органы».

– Никто не оспаривает право Марала Сергазиевича Итегулова на защиту своей собственности, – продолжает адвокат Валентина Карпенко. – Он, как представитель законодательной ветви власти, должен быть заинтересован как никто другой в том, чтобы по его собственности следствие осуществлялось в полном соответствии с законом. Что же мы имеем на самом деле? На суде Кубашев и Хамитов не смогли сказать, добровольно они написали заявление в правоохранительные органы на Фалалеева или нет. Как можно было возбуждать уголовное дело по заявлению лиц без предупреждения каждого из них об уголовной ответственности за заведомо ложный донос?

– Я теперь знаю, как нужно поступать директорам, если их уличат в необоснованных тратах или неэффективных договорах, – продолжает защитник Сергей Маков. – Нужно придумать себе какого-нибудь Сидорова и валить все на него. Якобы творили по его указанию то, что не ведали. Если вдруг следствие не поверит, буду носить с собой уголовное дело Фалалеева. Получается забавная картина: руководители ТОО, которые ставили свои подписи под финансовыми документами, стали потерпевшими.  А человек, который не имел права распоряжаться финансами, на скамье подсудимых. За 20 лет адвокат­ской практики у меня такое впервые... Несмотря на столь ответственную должность, Марал Итегулов проигнорировал вызовы в суд. Даже простые обыватели должны уважать законы, которые принимают депутаты. А как же слова Конституции о том, что перед законом все равны?.. Как можно не вспомнить выражение следователей: «Отсутствие у вас судимости – не ваша заслуга, а наша недоработка». Это в полной мере отражает уровень нашего правосудия. Больше всего тревожит, что на скамье подсудимых сидит не простой гражданин, а депутат областного уровня. Если такие люди попадают в жернова правосудия, то мне страшно за наших детей. Я прошу суд проявить не только принципиальность, но и свою гражданскую позицию. Законным будет оправдательный приговор.

Подсудимый Вячеслав Масалимов тоже не согласен с обвинениями.

– Изучив детально торговые дома, мы дали предложение, которое рассматривали более 4 месяцев, – говорит директор ТОО «VVV Курылыс» Вячеслав Масалимов. – Экономия от внедрения нашего проекта была максимальной. Если бы торговые объекты закрыли, они несли ежемесячные убытки в размере 96 миллионов тенге. Мы сэкономили 200 миллионов тенге, даже не начав работу. То есть вели монтаж параллельно с работой торговых домов. Об этом прекрасно знали все, в том числе хозяин. Неоднократно деньги поступали на счет моей компании после приезда Марала Сергазиевича в Актобе. Директора сами не решали когда и кому какие деньги переслать. Даже если бы я по­просил Валерия Фалалеева переслать мне копейку, он сказал бы: «Приедет Марал Сергазиевич, я подам списки, потом он распределит деньги». Мои слова доказывает то, что два объекта были закончены и только потом пошла оплата.

– Если договора с ТОО «VVV Курылыс» заключены вопреки интересам собственника, если оплата произведена за работу, которая фактически не выполнялась, то в этом вина Есенова, Когай и Кубашева, – считает адвокат защиты Светлана Сычёва. – Именно с них должен требовать возмещения ущерба Марал Итегулов. Обвинительный приговор не может быть основан на одних предположениях и показаниях заинтересованных лиц. Непонятны действия прокуратуры, когда почти по идентичным делам принимаются кардинально противоположные решения. Я хочу напомнить аналогичное дело, рассмотренное в прошлом году Алгинским судом. Там речь шла об использовании при строительстве Алгинского водозабора бюджетных средств. Заказчиком выступал отдел строитель­ства. Начальник отдела подписал договора, перечислил деньги за объемы, которые фактически не были выполнены. Его осудили за злоупотребление должност­ными полномочиями. В деле Фалалеева и Масалимова речь идет о частном бизнесе. Может быть, этим и объясняется столь явное нарушение законности.

В ходе следствия выявили немало нарушений.

– Непонятно, как из финансовой полиции материалы попали в руки «своих людей» в ДВД Актюбинской области, минуя прокуратуру, – удивляется адвокат Валерий Якубенко.

Неясно, каким образом функционировали закрытые за отсутствие противопожарной сигнализации рынки «Мега Шыгыс» и «Мерей». Адвокаты подняли материалы гражданского дела. В них значится, что решение суда о закрытии рынков исполнено. То есть там установлена (!) автоматическая система пожаротушения еще до декабря 2008 года.

– Как это понять? – удивляется адвокат Валентина Карпенко. – Об установке какой системы пожаротушения на этих рынках может идти речь, если решение суда исполнено? По существу это самая настоящая фальсификация, и суд должен дать оценку этому, вынеся частное постановление. Здесь виновны в первую очередь судебные исполнители, поскольку в деле нет никаких данных о том, что системы установлены, и торговые центры могли продолжать свою работу.

Приговор по делу Фалалеева и Масалимова собираются вынести в ближайшее время.

Татьяна ТОКАРЬ

Автор — nata

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.