Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

7095 просмотров

Почему снимать должны только в столицах? У Актобе есть право на своё кино - кинорежиссёр Серик Айжанов

Актюбинский сценарист и режиссёр Серик Айжанов рассказал «Диапазону», что препятствует развитию киноиндустрии в нашем городе, где в Актобе кинематографичные места и что нужно, чтобы добиться успеха.

На фото: Актюбинская кинокомпания «Патриот Cinema» за 10 лет сняла 6 фильмов: «Запрет на жизнь», «Девушки и голуби», «Бедный богатый жених», «Второе дыхание», «Молочный колодец», «Дорога в никуда». || Фото из личного архива Серика АЙЖАНОВА

Актюбинский сценарист и режиссёр Серик Айжанов рассказал «Диапазону», что препятствует развитию киноиндустрии в нашем городе, где в Актобе кинематографичные места и что нужно, чтобы добиться успеха.

– Я хочу снимать, у меня готовы 3 сценария, но нет средств, а государство никак не помогает кинематографу. Мы не можем людям показать наши творения, – говорит Серик Айжанов.

Ровно 10 лет назад фирма «Патриот-Cinema» сняла свой первый фильм «Запрет на жизнь», который спонсировали предприниматели нашего города, за эту картину на российском фестивале получили 1-е место и награду «Золотая лада». Вторым была мелодрама «Девушки и голуби». Третьим – «Бедный богатый жених». В 2012 году он был показан в кинотеатрах Актобе. В 2017 году – «Второе дыхание». В этом году закончились съемки совместного проекта с Атырау «Дорога в никуда». За 10 лет компания сняла 6 полнометражных фильмов.

– На очереди «Капитанские дочки», современная драма, – рассказывает Серик Айжанов. – Военная драма «Матросский танец», еще один сценарий готов, «Не вернувшийся домой», но государство нас не финансирует, ждем своего спонсора. Я уверен, Актобе имеет право на наше кино, мы планировали снимать только для актюбинцев, но не получается. Кинозалы занимаются прокатом полнометражных фильмов, это коммерческие организации, они составляют репертуарный план с мировыми прокатчиками, заключают меморандум. Если вместо запланированного поставят наш фильм, кинотеатры будут платить миллионные штрафы за нарушение меморандума.

Я ездил три раза в комитет кинематографии и слышал один и тот же ответ: отправляйте свои сценарии на «Казахфильм». Если им понравится, утвердят бюджет и снимут. Но я хочу снимать в Актобе, а не в Алматы! Вместо того чтобы финансировать маленькие студии и помогать им выйти на большой экран, они палки в колеса вставляют. Если бы в министерстве культуры создали отдел по кинопрокату местного кино, в области сделали бы мини-кинозал с большим экраном и недорогим проектором, был бы и спрос. Положительного результата в любом случае не будет без участия госорганов.


Блиц-опрос

Любимый режиссер: Станислав Говорухин

Последний фильм, который впечатлил: «Мальчик в полосатой пижаме»

Любимый фильм: «Белое солнце пустыни» и «Ворошиловский стрелок»

Книга: Вадим Кожевников «В списках не значился»

Напиток: Пиво

Блюдо: Беляши для меня – это совершенство кулинарии

Животное: У меня в детстве был пес, и нам пришлось его отдать. А через время он нашел меня, но родители не разрешили оставить. В итоге он так и погиб. Эта история отпечаталась на всю жизнь, до сих пор вспоминаю со слезами на глазах. Тема животных для меня закрыта.

Девиз по жизни: Работаю, когда хочу.


– Дорого обходятся съемки фильма?

– У нас очень адекватные затраты и бюджет. То, что не получается оплатить, урезаем до минимума. Мы себе в бюджет никогда не закладываем девушку с зонтиком. Когда был практикантом на телевидении в советское время, нас учили экономить. Даже чтобы написать информационный текст, нам не давали белую бумагу. Писали на старых картонных папках, которые пролежали несколько лет на складе.

– Это было мечтой детства: стать режиссером?

– Когда мне было лет 10, родители собрались снести наш частный дом. Я ходил и думал: зачем его сносить, дом еще пригодится, я же буду кино снимать здесь. Вот такая мысль у меня была. Невероятная сила – детская память.

– Почему вы остаетесь в Актобе?

– Кино развивается в Алматы. Я бы мог спокойно туда переехать, развиваться и работать. Но у меня стояла цель создать именно западно-казахстанскую киностудию и развивать кинематограф в Актобе. Хоть я разочаровался и понял, что маленький город не для кино, бросать на полдороге я не буду. Это мой город, и я его люблю.

– Встречались ли вам люди, которые сильно на вас повлияли как на профессионала?

– Когда работал на «Казахтелефильме», у нас был великолепный кинооператор Валерий Максимов. Человек работал не покладая рук, настолько был предан своему делу, он стоял за мульт-станком и до такой степени отдавался своей работе, даже на обед не ходил, падал в голодные обмороки. Он повлиял на мою судьбу своим примером. Сейчас он в Москве, работал в творческом объединении «Экран» и параллельно во ВГИКе.

– Что нужно, чтобы добиться успехов в вашей профессии?

– Нужно для начала понимать жизнь, без жизненного опыта никак. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Тот человек, который хочет добиться высот, не должен никогда лениться. Кинематограф – это коллективное искусство, нужно к людям относиться мягко, а к себе жестко. Человек добьется высот, если будет стремиться поэтапно. Сначала он как подмастерье, учится всему, затем поднимается на ступень выше, становится ремесленником, постепенно набирается опыта и вырастает до профессионала.

– Как вам кажется, что самое сложное в вашей профессии?

– Самое сложное – это организовать все в единое целое: объекты съемок, транспорт, людей, питание. Я помню, когда мы снимали военный фильм, должны были въезжать в Хазретовку. Выезд должен был состояться в 5 часов утра, а мы выехали в 5 часов вечера. Нужно было собрать 70 человек, это было очень долго и сложно. Там несколько единиц спецтехники, автобусы, были задействованы войсковая часть и спортшколы. На месте съемок нужно было организовать ночлег и питание. В провинции это все делает один человек.

– Как вы считаете, смогли бы вы работать в Голливуде?

– Нет, Голливуд для меня оппонент, их идеология работает против нас, и у них это здорово получается. Наша молодежь сейчас совсем американизировалась. Мне обидно, когда я прихожу в кино и слышу разговоры, шелест, хруст попкорна и чипсов. Поэтому я ярый противник Голливуда. Да, у них много хороших фильмов. Но кино в Америке – это просто аттракцион. Молодежь ходит в кино, чтобы развлечься, а не задуматься.

– Есть ли в Актобе кинематографичные места?

– Самое киношное место для исторических съемок было в Алге. В Хазретовке, Березовке, на 41-м разъезде есть березовые рощицы, мы там снимали военную драму. В Жилгородке есть места, где время остановилось. Но дворы ретроспекции обязательно нарушаются пластиковыми окнами, а с людьми договориться очень сложно, чтобы они разрешили заклеить их окна. Для современных съемок сейчас подходит Батыс-2.

– Какая у вас нереализованная мечта?

– Я всегда хотел научиться станцевать степ, точнее, матросский танец «Яблочко». Мои герои в фильме «Матросский танец» осуществят ее и станцуют с легкостью.

– Видно, что вы позитивный человек. Как вам удается оставаться таким?

– Позитивные эмоции и смех – это дар божий. Надо всегда улыбаться. Я такой, никогда не унываю.

– Социальные сети – это возможность пиара. Почему вас нельзя нигде найти?

– Мне это не нужно. У меня кнопочный телефон, для молодежи это сейчас немыслимо. Я считаю, что в более выигрышном положении, я независимый человек. А нынешнее поколение зависит очень сильно.

Автор — Инна ГИЗАТУЛИНА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.